Термины

Монопольная цена

Монопо́льная цена́,  или , отклоняющаяся от цены рынка  в условиях , и . Обычно устанавливается такой (), которая способна оказывать достаточно сильное влияние на спонтанный (стихийный) процесс на свободном . Особо крупный размер и иные преимущества , занимающей монопольное положение на рынке, позволяют ей «выводить» в той или иной степени свой товар из-под действия сил свободной и относительно свободно корректировать цены в выгодном для себя направлении.

Если монопольная цена товара выше равновесной цены рынка, то корпорация, производитель или продавец, получает дополнительную, . Но монопольная цена может быть устанавливаема и ниже равновесной цены – в тех случаях, например, когда корпорация, пытаясь занять монопольное положение на рынке, реализует таким образом стратегию «выдавливания» с него действующих или потенциальных конкурентов. Последнее возможно и в силу того, что корпорация, получая на других рынках, где она тоже действует, сверхприбыль, использует некоторую часть её для на захватываемом рынке. Кроме того, монополия может осуществлять долгосрочную стратегию регулирования цен на свою в виде поддержания стабильных цен вне зависимости от или, напротив, сознательного манипулирования ценой для достижения тех или иных целей. Однако возможности монопольного регулирования цен крупными корпорациями не безграничны. Ограничениями могут выступать самые различные факторы, среди которых наиболее значимые – со стороны , конкуренция со стороны других фирм (в том числе и не обладающих монопольной силой), действующих на данном рынке, абсолютный объём платёжеспособного .

Монопольная цена оказывает двоякое влияние на . Она, с одной стороны, подрывает отношения свободной конкуренции, тормозит стимулы развития, с ней связанные. С другой стороны, при условии достаточно влиятельного государства и общественного регулирования цены на продукцию крупных корпораций, занимающих монопольное положение на рынке, могут способствовать формированию ситуации стабильности и привносить элементы предсказуемости в экономические процессы, что важно для обеспечения социальных приоритетов и реализации долгосрочных программ .

  • Экономическая политика
  • Несовершенная конкуренция
  • Микроэкономическая теория