Монопольная цена
Монопо́льная цена́, цена товара или услуги, отклоняющаяся от цены рынка совершенной конкуренции в условиях олигополии, монополистической конкуренции и монополии. Обычно устанавливается такой фирмой (компанией), которая способна оказывать достаточно сильное влияние на спонтанный (стихийный) процесс ценообразования на свободном рынке. Особо крупный размер и иные преимущества корпорации, занимающей монопольное положение на рынке, позволяют ей «выводить» в той или иной степени свой товар из-под действия сил свободной конкуренции и относительно свободно корректировать цены в выгодном для себя направлении.
Если монопольная цена товара выше равновесной цены рынка, то корпорация, производитель или продавец, получает дополнительную, монопольную прибыль. Но монопольная цена может быть устанавливаема и ниже равновесной цены – в тех случаях, например, когда корпорация, пытаясь занять монопольное положение на рынке, реализует таким образом стратегию «выдавливания» с него действующих или потенциальных конкурентов. Последнее возможно и в силу того, что корпорация, получая на других рынках, где она тоже действует, сверхприбыль, использует некоторую часть её для демпинга на захватываемом рынке. Кроме того, монополия может осуществлять долгосрочную стратегию регулирования цен на свою продукцию в виде поддержания стабильных цен вне зависимости от конъюнктуры рынка или, напротив, сознательного манипулирования ценой для достижения тех или иных целей. Однако возможности монопольного регулирования цен крупными корпорациями не безграничны. Ограничениями могут выступать самые различные факторы, среди которых наиболее значимые – антимонопольное регулирование со стороны государства, конкуренция со стороны других фирм (в том числе и не обладающих монопольной силой), действующих на данном рынке, абсолютный объём платёжеспособного спроса потребителей.
Монопольная цена оказывает двоякое влияние на экономику. Она, с одной стороны, подрывает отношения свободной конкуренции, тормозит стимулы развития, с ней связанные. С другой стороны, при условии достаточно влиятельного государства и общественного регулирования цены на продукцию крупных корпораций, занимающих монопольное положение на рынке, могут способствовать формированию ситуации стабильности и привносить элементы предсказуемости в экономические процессы, что важно для обеспечения социальных приоритетов и реализации долгосрочных программ экономического развития.