Двусторонняя монополия
Двусторо́нняя монопо́лия, тип структуры рынка, в рамках которой на нём присутствует условно один продавец (монополист) и один покупатель (монопсонист). Таким образом, двусторонняя монополия – это экономическая монополия, ограниченная монопсонией, или, наоборот, монопсония, ограниченная монополией.
При двусторонней монополии складывается ситуация, при которой ни монополист, ни монопсонист не могут рыночными методами заставить партнёра вести себя подобно субъекту совершенно конкурентного рынка. Поэтому конечные условия при двусторонней монополии определяются относительной способностью её субъектов вести торг.
Ситуации с двусторонней монополией обычно анализируются при помощи теории торговых игр Дж. Ф. Нэша. Рыночная цена и объём производства при этом будут определяться такими факторами, как переговорная сила покупателя и продавца; окончательная цена устанавливается между точками максимальной прибыли двух сторон. Модель двусторонней монополии часто используется в ситуациях, когда издержки переключения для обеих сторон чрезмерно высоки.
В качестве типичного примера двусторонней монополии в развитых странах можно рассматривать рынок труда в моногородах, где имеется одно градообразующее предприятие, предъявляющее спрос на труд, и один сильный и хорошо организованный профсоюз, продающий труд.