Авторское право
А́вторское пра́во, раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, т. е. результатов творческой деятельности; один из видов т. н. прав интеллектуальной собственности. Авторское право определяет права автора произведения, его правопреемников, основания возникновения и порядок осуществления субъективных авторских прав, базирующиеся на них обязательственные отношения, способы их защиты.
Законодательство об авторском праве стало формироваться после изобретения в 15 в. И. Гутенбергом печатного станка, однако первые нормы закрепляли исключительно права издателей и защищали их от недобросовестной конкуренции. С развитием книгоиздания и книготорговли авторы добились охраны своих интересов. Первый известный закон в этой сфере – Статут королевы Анны (1710, Великобритания). В 18–19 вв. большинство европейских стран приняли собственное авторское законодательство. Особенностью возникновения и развития авторского права в России являлась его тесная связь с цензурным законодательством. Первый закон, закрепивший права авторов на использование литературных произведений, появился в 1828 г. в качестве главы Устава о цензуре.
В процессе формирования законодательства сложилось два основных подхода к сущности авторского права – континентальный (droit d’auteur) и англосаксонский (copyright). Для первого характерно признание личного характера авторских прав, что выражается в наличии широкого спектра неимущественных прав, а также в отсутствии требования соблюдения формальностей для возникновения охраны произведения; второй ориентирован на коммерческое использование результата творческого труда, признание прав на него не только у его создателя, но и у лиц, оказавших автору техническое, организационное и финансовое содействие, а также зависимость предоставления охраны произведения от выполнения формальностей (регистрации произведения, депонирования его экземпляров в специальных организациях и прочего).
Авторское право в современной России
Конституция РФ относит принятие авторско-правовых норм к федеративному ведению. Отношения по поводу создания и использования произведений литературы, науки и искусства регулируются Гражданским кодексом РФ (ч. 4, гл. 69, 70).
К объектам, охраняемым авторским правом, относятся существующие в объективной форме (дающей возможность восприятия третьими лицами) произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатами творческой деятельности, независимо от назначения, достоинства, способа выражения, а также от факта обнародования или опубликования. Охрана предоставляется не только «традиционным» произведениям (литературным, драматическим, аудиовизуальным, музыкальным, музыкально-драматическим; произведениям изобразительного искусства и т. п.), но и производным (переводам, аранжировкам, инсценировкам, рефератам, резюме и т. п.) и составным (антологиям, энциклопедиям, компиляциям и т. п.) произведениям независимо от того, охраняются ли произведения, лёгшие в основу составных и производных результатов творческой деятельности. В законодательстве содержится лишь примерный перечень видов объектов авторского права (среди них – программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения, и базы данных); он полно перечисляет только виды произведений, не охраняемых авторским правом (произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов; официальные документы государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и международных организаций и их официальные переводы; государственные символы и знаки, символы и знаки муниципальных образований; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер). Авторское право не распространяется на идеи, принципы, системы, способы, методы, концепции, открытия и факты, которые могут охраняться при помощи норм патентного права или иных отраслей. Охрана не требует оформления или соблюдения каких-либо формальностей.
Первоначальным субъектом авторского права является автор – физическое лицо, творческим трудом которого произведение создано: только ему предоставляется полный объём прав. Автором произведения считается лицо, указанное в этом качестве на оригинале или экземпляре произведения (пока не доказано обратное). Юридическое лицо не может быть автором, однако в определённых случаях оно может претендовать на право на использование произведения в силу его особенностей или обстоятельств создания (энциклопедии, словари, сборники научных трудов, служебные произведения и т. п.). Если произведение создано совместным творческим трудом нескольких лиц, они являются соавторами; им совместно принадлежат авторские права на произведение в целом, а их взаимоотношения могут определяться соглашением между ними. Права соавторов различаются в зависимости от того, образует ли произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. К субъектам авторского права относятся также правопреемники автора, в том числе по авторскому договору (ими могут быть и юридические лица); к ним переходит только часть прав автора – исключительное право или права на использование (лицензия).
Субъективные права авторов включают в себя исключительное (имущественное) право, личные неимущественные и иные права. К неимущественным относятся: право авторства (право признаваться автором произведения); право на имя (право обозначать при использовании произведения своё подлинное имя, вымышленное имя – псевдоним или выступать без обозначения имени – анонимно); право на обнародование произведения (право открытия всеобщего доступа к нему); право на неприкосновенность произведения и защиту его от искажений (право препятствовать внесению в произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжению его иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями и какими бы то ни было пояснениями). Личные неимущественные права действуют бессрочно, отказ от них ничтожен.
Автору принадлежит исключительное право использовать произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе путём: воспроизведения (изготовления одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, включая запись в память компьютера); распространения (продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров); импорта в целях распространения; проката (предоставления во временное возмездное пользование) оригинала или экземпляров; публичного показа (демонстрации); публичного исполнения (в том числе с помощью технических средств); передачи в эфир, сообщения для всеобщего сведения по кабелю и ретрансляции; доведения до всеобщего сведения с помощью информационно-коммуникационных сетей; перевода и иной переработки; практической реализации дизайнерского, архитектурного, градостроительного, садово-паркового проектов.
Действие исключительного права ограничивается во времени: оно возникает с момента создания произведения и действуют в течение всей жизни автора и по общему правилу 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. В законе установлены специальные сроки в отношении произведений, созданных в соавторстве, обнародованных анонимно или впервые после смерти автора, созданных авторами, которые участвовали в Великой Отечественной войне или работали во время неё, были репрессированы и реабилитированы посмертно. Исключительное право переходит по наследству. При отсутствии наследников по закону или по завещанию оно прекращается. По истечении срока исключительного права произведение переходит в общественное достояние и может быть использовано любыми лицами без чьего-либо согласия, но при условии соблюдения личных неимущественных прав.
К иным авторским правам относятся право на отзыв, право доступа, право следования, право на получение вознаграждения в определенных законом случаях.
Автор вправе не только самостоятельно использовать результат своего творческого труда, но и разрешать и запрещать его использование третьим лицам (отсутствие запрета не считается согласием), распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом путём его отчуждения или предоставления права использования (лицензии).
Закон может устанавливать исключения и ограничения исключительного права в отношении, как правило, обнародованных произведений – случаи использования произведений без согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения или использования произведения без согласия, но с выплатой вознаграждения. К первым относятся ситуации, обусловленные необходимостью удовлетворения потребностей в области образования, науки, информации и т. п., нужд органов суда и следствия, обеспечения доступа к культурным ценностям лиц с ограниченными возможностями, а также в официальных и религиозных целях. Вторая группа является, по сути, компромиссом в тех областях использования, где личный контроль автора за эксплуатацией произведения затруднён или невозможен – частное копирование, передача в эфир или по кабелю, механическое воспроизведение и т. п. Для реализации последних случаев, упорядочения сбора и распределения причитающегося вознаграждения создаются организации по коллективному управлению авторскими правами (первая известная авторская организация – Общество драматических авторов и композиторов – была создана во Франции в 1777 при непосредственном участии П. Бомарше).
Взаимоотношения автора (правообладателя) с пользователем произведения определяются, как правило, авторским договором. Часть 4 Гражданского кодекса РФ предусматривает три вида таких договоров: договор авторского заказа, договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор, однако элементы авторских договоров могут содержаться и в иных гражданско-правовых соглашениях, как предусмотренных законом, так и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Особый порядок использования установлен для служебных произведений, созданных в пределах установленных для автора-работника трудовых обязанностей, а также для произведений, созданных по заказу или при выполнении работ по договору, государственному или муниципальному контракту.
За нарушение авторского права предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Особый порядок разрешения споров предусмотрен для случаев незаконного использования результатов творческой деятельности в информационно-коммуникационных сетях.
Международная охрана авторских прав
В 1-й половине 19 в. многие страны заключили двусторонние соглашения о взаимной охране авторского права, но создание международной системы защиты прав творцов связано с появлением Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (1886). Конвенция не только закрепляла принципы международного авторского права (например, принцип предоставления иностранным авторам национального режима), но и содержала нормы фактически прямого действия, необходимые для включения в национальное законодательство страны-участницы, причём эти нормы не только устанавливали высокий уровень охраны интересов автора, но и были ориентированы на государства континентальной системы права. Это создавало препятствия для полноценного участия стран англосаксонской традиции в международной охране авторских прав. Задачу сближения двух подходов к авторскому праву и создания универсальной системы охраны интересов творцов выполнила Всемирная конвенция об авторском праве (1952), которая установила менее строгие требования для присоединяющихся стран.
В 1996 г. был заключён Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву, специально направленный на охрану авторского права в сети Интернет (Россия участвует c 2009). Также вопросам авторского права посвящена часть норм Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) Всемирной торговой организации (Россия участвует с 2012).
Главное содержание международно-правовой охраны авторских прав:
преодоление территориального характера авторских прав: права автора на художественное или иное произведение, возникшее в одном из участвующих государств, признаются и охраняются на территории других государств;
охрана определённого объёма авторских прав. Авторам охраняемых произведений предоставляется национальный режим, т. е. права, предусмотренные собственным законодательством, и, сверх того, права, предусмотренные договором. Наибольший объём авторских прав содержит Бернская конвенция;
ограничение действия авторских прав во времени. Права автора охраняются в течение всей его жизни и после смерти. Минимальный срок охраны произведения после смерти автора составляет 25 лет по Всемирной конвенции об авторском праве и 50 лет по Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений;
установление условий охраны авторского права: охрана либо в силу самого факта создания (опубликования) произведения, без выполнения каких-либо формальностей, либо при условии выполнения определённых действий (например, регистрации, депонирования экземпляров и пр.). В государствах, где специальные требования к возникновению авторского права не установлены, на всех экземплярах произведения помещается т. н. знак охраны (состоящий из трёх элементов: первой буквы слова copyright в окружности ©, имени автора или наименования правообладателя и года первого выпуска произведения в свет), означающий, что любые требуемые формальности выполнены.
В сфере авторского права действуют несколько международных организаций, наиболее известными из которых являются ВОИС и Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.