#Несовершенная конкуренцияНесовершенная конкуренцияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегНесовершенная конкуренцияНесовершенная конкуренцияНайденo 46 статейТерминыТермины Монопольная властьМонопо́льная власть, способность фирмы устанавливать и контролировать цену своей продукции, изменяя объём выпуска. Измеряется при помощи индекса Лернера, принимающего значения в интервале от нуля (ситуация совершенной конкуренции, когда рыночная цена товара равна предельным издержкам его производства) до единицы. Соответственно, значение индекса, близкое к единице, указывает на сильную монопольную власть в отрасли. Монопольная власть на рынке снижает эффективность распределения экономических ресурсов и общественное благосостояние.Экономические институты Антимонопольное регулированиеАнтимонопо́льное регули́рование, комплекс мер, призванных обеспечить условия, благоприятствующие развитию добросовестной конкуренции на рынке и направленные на ограничение деятельности фирм, наносящей ущерб рыночной конкуренции и, соответственно, потребителям и общественному благосостоянию. Такое регулирование направлено на разработку и внедрение правил конкурентного взаимодействия на рынке продукта, результатом чего является повышение эффективности функционирования рыночных механизмов.Термины Сигнал (в экономике)Сигна́л в экономике, механизм, позволяющий продавцам и покупателям сгладить отрицательные последствия асимметрии информации, когда некоторые экономические субъекты обладают большей долей рыночной информации об объектах сделок, чем все остальные. Из-за информационной асимметрии снижается эффективность функционирования рынков, число заключаемых сделок, благосостояние экономических субъектов и общества в целом. Проблемы асимметричной информации могут быть частично решены в том случае, когда к покупателям поступают сигналы о качестве благ со стороны продавцов этих благ или независимых агентов.Правовые институты Ценовая дискриминацияЦенова́я дискримина́ция, политика ценообразования, при которой для контрагентов, находящихся в сопоставимых условиях, назначается разная цена за один и тот же товар. При этом различия в ценах не отражают различий в затратах на производство и реализацию товара или иных объективных факторов.Научные теории, концепции, гипотезы, модели Безвозвратные потери общества (в микроэкономике)Безвозвра́тные поте́ри о́бщества, мера неэффективности рынка, позволяющая оценить потери общества, возникающие как следствие отклонения равновесного объёма блага от оптимального при проведении экономической политики. Впервые методика расчёта безвозвратных потерь была предложена в работах американского экономиста А. Харбергера (род. 1924) применительно к отраслям американской промышленности. Благодаря этим работам графическое изображение таких потерь часто называют «треугольниками Харбергера», поскольку в его исследованиях оно чаще всего имело треугольную форму. Учёный показал, что в случае введения потоварных налогов (на производителей) даже полный возврат потребителям собранного налога компенсирует сумму уплаченных налогов, но не искажения в индивидуальном принятии решений, поэтому введение этих налогов ухудшает положение покупателей. Другими причинами возникновения безвозвратных потерь являются субсидии на производителей; «эффекты перелива» от реализации той или иной политики (например, введение потолка цен на рынке одного товара влечёт за собой дополнительные потери вследствие введения потоварного налога на рынке товара-субститута); монополизация рынка; внешние эффекты в производстве или потреблении; погоня за рентой.Термины Дифференциация продуктаДифференциа́ция проду́кта, характеристики продуктов, значимые для потребителей и различающиеся между собой на заданном рынке. Дифференцированные товары и услуги могут конкурировать по цене, качеству, физическим параметрам, местоположению, форме обслуживания и др. Различают горизонтальную и вертикальную дифференциации продукта. При горизонтальной дифференциации товары, имея одинаковую цену, конкурируют по вкусовым предпочтениям потребителей, местоположению и другим неценовым характеристикам. В случае вертикальной дифференциации выбор того или иного продукта зависит от цены и суммы, которой располагает потребитель.Термины Вертикально интегрированная компанияВертика́льно интегри́рованная компа́ния, структура, объединяющая юридически самостоятельные предприятия, которые охватывают несколько этапов технологического процесса производства и реализации готовой продукции и связаны финансово-экономическими интересами. Как правило, организационно-правовой формой такой компании является холдинг, а её активы состоят из контрольных пакетов акций входящих в него предприятий. Стратегические мотивы создания вертикально интегрированной компании связаны с рыночной властью и конкурентным позиционированием фирмы, а соображения экономической эффективности вытекают из агентской теории и экономики трансакционных издержек. Выделяют 2 типа вертикальной интеграции: 1) интеграция продукта, или интеграция «вперед», включающая в себя процесс приобретения фирмой предприятий, относящихся к последующим стадиям реализации продукции; 2) интеграция ресурса, или интеграция «назад», заключающаяся в приобретении фирмой предприятий – поставщиков ресурсов.Термины ДемонополизацияДемонополиза́ция, процесс реструктуризации отдельных отраслевых рынков и экономики страны в целом с целью формирования конкурентной среды; механизм антимонопольного регулирования экономики. Родоначальником механизма демонополизации считаются США: первый антимонопольный закон, закон Шермана, был принят в 1890 г. Один из главных инструментов демонополизации на этапе перехода от плановой к рыночной экономике – приватизация государственных предприятий. Демонополизация отраслевых рынков базируется на разделении существующих видов деятельности на естественно-монопольные, временно-монопольные и конкурентные. В России действует Федеральный закон «О защите конкуренции» (2006).Термины Экономическая монополияЭкономи́ческая монопо́лия, тип структуры рынка, на котором действует единственная фирма, производящая товар (услугу), который не имеет близких субститутов. Экономической монополией является компания, которая путём концентрации и/или централизации капиталов начинает занимать доминирующие позиции на рынке. Такая монополия может возникнуть в результате увеличения масштаба производства, которое приведёт к появлению высокой рыночной власти. Другой вариант образования экономической монополии связан с активностью фирмы в отрасли, проявляющейся в проводимых ею слияниях и/или поглощениях компаний. Функционирование монополии несёт в себе существенные потери для общества: 1) уменьшение объёма производимой продукции по сравнению с совокупным выпуском совершенно конкурентной отрасли; 2) потери части излишка потребителей; 3) X-неэффективность производства.Правовые институты ЦенообразованиеЦенообразова́ние, процесс формирования цены на товар (продукцию, работу, услугу); процесс определения количества денег, уплачиваемого за единицу продукции; процесс, целью которого является определение оптимальной цены товара или услуги. Учитывает затраты на производство, цены конкурентов, соотношение спроса и предложения и другие факторы. 12345