Эффект масштаба
Эффе́кт масшта́ба, изменение соотношения между затратами и выпуском продукции производственного предприятия, фирмы или национальной экономики при увеличении объёма деятельности. Если соотношение не меняется, то эффект масштаба отсутствует; если увеличиваются издержки, то говорят об отрицательном эффекте масштаба. Обычно под эффектом масштаба понимается положительная «экономия на масштабе» (economies of scale), обусловленная снижением средних (удельных) издержек производства (себестоимости единицы продукции). Эффект масштаба достигается благодаря использованию комплекса оборудования (особенно в случае взаимосвязанных производственных процессов), более совершенных технологий и высокоспециализированных трудовых ресурсов, экономии от оптовых закупок сырья и материалов, расширению сферы сбыта, привлечению кредитных ресурсов на более выгодных условиях и т. д.
Эффект масштаба способствовал замене ручного ремесла и мануфактуры фабричной промышленностью, формированию олигополии на отраслевых рынках, образованию финансового капитала, перерастанию крупнейших фирм в концерны. Как разновидности эффекта масштаба возникли вертикальная интеграция производственно-торговых процессов от добычи сырья до сбыта готовой продукции; массовое стандартизированное поточно-конвейерное производство предметов массового потребления; «экономия на разнообразии» (economies of scope) в результате производства различных товаров из одного исходного сырья и распространения деятельности фирм на смежные или связанные с основным производством области. Эффект масштаба достигается в глобальных цепочках стоимости.