Транснациональная корпорация
Транснациона́льная корпора́ция (ТНК; англ. transnational corporation, TNC), компания, которая участвует в управлении предприятиями, расположенными в двух и более странах. В качестве синонима ТНК употребляются понятия многонациональное предприятие (multinational enterprise, MNE) и многонациональная корпорация (multinational corporation, MNC). Транснациональные банки классифицируются отдельно от нефинансовых ТНК.
Прообразами ТНК были торговые Ост-Индские компании и Вест-Индские компании 17–19 вв. В современном виде ТНК появились в конце 19 в., но теоретическое объяснение этого феномена дано лишь во 2-й половине 20 в. Формирование ТНК, с одной стороны, является причиной глобализации, с другой – глобализация способствует их росту.
В широком смысле к ТНК причисляют все компании, производящие товары и услуги на родине и осуществляющие прямые иностранные инвестиции.
В узком смысле к ТНК относят компании со значительными масштабами зарубежной деятельности. Среди экспертов нет единства относительно критериев выделения таких ТНК: число стран, где ТНК проводит инвестиции, и доля зарубежных активов в их суммарном объёме во многом определяются её отраслевой принадлежностью и ёмкостью внутреннего рынка страны, в которой расположена её штаб-квартира.
Предполагается, что ТНК должна входить в число мировых лидеров в своей отрасли, владеть в зарубежных предприятиях, производящих профильные для компании товары и услуги, не менее 50 % акций (долей участия) и действовать в нескольких странах. При этом зарубежная активность должна играть существенную роль в её бизнесе. Такой подход исключает из числа ТНК небольшие посреднические фирмы в приграничных районах и фирмы, производящие свою продукцию только на родине, то есть экспортёров со сбытовыми фирмами за рубежом.
В число крупнейших ТНК входят компании из США, Западной Европы и Японии. Постепенно растёт роль ТНК из стран БРИКС, Тайваня, Сингапура, Республики Корея.
К основным мотивам осуществления компаниями прямых иностранных инвестиций относят: расширение (захват, удержание) внешних рынков сбыта; повышение эффективности производства за счёт снижения издержек (прежде всего трудовых и налоговых); обеспечение доступа к ресурсам (сырьё, квалифицированные специалисты, инфраструктура); получение принципиально новых для фирмы активов. Иногда это специфические мотивы, например страхование активов от посягательств государства.
ТНК играют особую роль в трансфере технологий и управленческих решений, обеспечивают альтернативный источник капитала по сравнению с заёмными средствами. С деятельностью ТНК связаны и негативные явления: трансфертное ценообразование (для минимизации инвесторами налоговых платежей) невыгодно развивающимся странам, а вынос «грязных» производств ухудшает экологическую ситуацию.
ТНК осваивают заграничный бизнес поэтапно – закрепившись на внутреннем рынке, они начинают внешнеторговую деятельность, которая со временем дополняется иностранными капиталовложениями, географию которых они расширяют также постепенно. Однако в последние десятилетия, особенно в инновационных отраслях, некоторые компании сразу становятся ТНК. Это объясняется тем, что опыт внешнеэкономической деятельности уже имеют их владельцы и наёмные руководители, возглавлявшие другие ТНК.
Региональные ТНК действуют в 1–2 макрорегионах мира, где для них существуют более комфортные условия ведения бизнеса из-за территориальной близости, отсутствия языковых барьеров, этнокультурной однородности, сходства институциональной среды. Наиболее распространены региональные ТНК, осуществляющие инвестиции на территории одной интеграционной группировки, например Европейского союза. К региональным ТНК относят крупные фирмы на ранних этапах интернационализации их деятельности.