Стандартизация
Стандартиза́ция, деятельность, направленная на разработку, утверждение, изменение, отмену, опубликование и применение документов по стандартизации, и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации.
Объекты стандартизации
Объектами стандартизации выступают товары, работы, услуги, процессы, терминология, исследования или испытания (в том числе методы проведения испытаний), измерения, маркировка и т. д.
Цели стандартизации
Целями стандартизации являются: повышение степени соответствия объектов стандартизации их функциональному назначению; устранение торговых барьеров; содействие научно-техническому сотрудничеству; улучшение качества жизни населения; обеспечение безопасности продукции, работ и услуг; повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан; содействие социально-экономическому развитию страны.
Система стандартизации
По иерархической структуре можно выделить следующие уровни системы стандартизации:
международный – к нему относятся Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization; ISO, ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международный союз электросвязи;
межгосударственный – в лице объединений государств (участие открыто для соответствующих органов стран только одного географического, политического или экономического района);
государственный – в лице органов власти (национальная система стандартизации, проводимая на уровне одной конкретной страны);
отраслевой уровень – объединения производителей, действующие в целях извлечения коммерческой выгоды (например, Европейская ассоциация производителей электронных приборов);
уровень организаций – негосударственные организации, ассоциации, либо объединения граждан.
ISO была создана в 1946 г. в Лондоне, когда 65 делегатов из 25 стран собрались обсудить будущее стандартизации, и впоследствии стала ключевым органом по стандартизации в мире. В настоящее время в неё входят 167 национальных органов по стандартизации. Сфера деятельности данной организации охватывает все области, за исключением электротехники и электроники.
Стратегической миссией ИСО до 2030 г. является безопасность продукции, поддержание глобальной торговли, экономический рост, продвижение инноваций, распространение стандартов ИСО по всему миру.
В целях гармонизации систем стандартизации, а также деятельности национальных органов по аккредитации государств – членов Европейского союза (EC) в 2008 г. была издана директива Европейского союза № 765/2008, согласно которой государства – члены ЕС с 1 января 2010 г. обязаны иметь единый национальный орган по аккредитации. Данное требование выполнено всеми странами, за исключением Германии. Центральной организацией, координирующей процессы аккредитации на европейском уровне, является Европейское сотрудничество в сфере аккредитации – объединение национальных органов по аккредитации государств – членов ЕС, официально признанных их национальными правительствами, для оценки и проверки (в соответствии с международными стандартами) организаций, которые предоставляют услуги по оценке, такие как сертификация, проверка, инспекция, тестирование и калибровка (услуги по оценке соответствия).
Регулирование в России
В РФ руководство стандартизацией и её регулирование осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), находящийся в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Свою деятельность Росстандарт осуществляет в соответствии с принципами добровольности, обязательности и преемственности применения документов по стандартизации; унификации характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы; реализуемости установленных в стандартах требований и непротиворечивость стандартов друг другу; открытости и доступности информации в отношении документов национальной системы стандартизации.
Основными полномочиями Росстандарта являются:
подготовка предложений о формировании государственной политики РФ в сфере стандартизации, их реализация;
разработка и утверждение программ по стандартизации, а также внесение в них изменений;
организация работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации (в том числе её организация);
организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области стандартизации;
организация формирования, ведения и опубликования перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
утверждение правил достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
определение порядка проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
организация подготовки кадров и дополнительного профессионального образования в сфере стандартизации и т. д.
Основным законом в области стандартизации в РФ является Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Закон о стандартизации), в соответствии с которым установлены следующие основные цели стандартизации (ст. 3):
содействие социально-экономическому развитию РФ;
содействие интеграции РФ в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнёра;
улучшение качества жизни населения страны;
обеспечение обороны страны и безопасности государства;
техническое перевооружение промышленности;
повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
Среди методов стандартизации выделяют следующие:
упорядочивание разнообразия объектов стандартизации (продукции) – путём систематизации, симплификации, селекции, типизации и оптимизации;
параметрическая стандартизация – выявление математических закономерностей и фиксации оптимальных числовых значений;
унификация продукции – метод стандартизации, направленный на сокращение до оптимального уровня числа типов объектов одного функционального назначения. Данный метод включает в себя: классификацию и ранжирование, селекцию и симплификацию, типизацию и оптимизацию объектов стандартизации;
агрегатирование – конструирование машин и приборов из определённого числа унифицированных деталей, связанных между собой функционально и геометрически;
комплексная стандартизация – направлена на планомерное утверждение и использование комплекса взаимосвязанных требований к объекту стандартизации и его составляющим для получения оптимального решения проблемы;
опережающая стандартизация – установление прогрессивных по отношению к достигнутому уровню требований, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время.
Росстандарт является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
Закон о стандартизации устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации (ст. 1). Указанный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении документов по стандартизации, устанавливает организационные основы стандартизации, права и обязанности участников процесса стандартизации.
Дополнительным законом, влияющим на процесс стандартизации в России, является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Закон о регулировании), который регулирует отношения при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции и оценке соответствия.
Следует отметить, что оба закона дополняют друг друга, а именно:
Закон о стандартизации направлен на контроль качества самого продукта, его сравнение с эталонными значениями и т. д. Применяется как на базе добровольного, так и обязательного регулирования. Содержит отсылки на обязательное регулирование в рамках Закона о регулировании.
Закон о регулировании направлен на соблюдение правильного технологического процесса при создании продукции во избежание неблагоприятного воздействия на окружающую среду или на человека. Указанный закон носит обязательный характер.
Следует отметить, что в России национальные стандарты имеют добровольное применение при условии ряда ограничений, касающихся оборонной продукции (ч. 1 ст. 6 Закона о стандартизации). Тем не менее применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и/или исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, эксплуатационной или иной документации и/или маркировки продукции со знаком национальной системы стандартизации (ч. 3 ст. 26 Закона о стандартизации).
Главой 4 Закона о стандартизации определены следующие виды документов по стандартизации:
1. Документы национальной системы стандартизации, среди которых можно выделить:
основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, которые разрабатываются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, при условии публичного обсуждения и обеспечения процедуры консенсуса (ст. 16 Закона о стандартизации). Документ представляет собой национальный стандарт, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов;
национальные стандарты и предварительные национальные стандарты, которые разрабатываются на основе научных исследований (испытаний) и измерений; положений международных, региональных, зарубежных, отраслевых стандартов и технических условий, которые содержат новые и (или) прогрессивные требования к объектам стандартизации и способствуют повышению конкурентоспособности продукции (работ, услуг); а также приобретённого практического опыта применения новых видов продукции, процессов и технологий (ст. 17 Закона о стандартизации). Документ разрабатывается участником или участниками работ по стандартизации, проходит экспертизу в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации. В данном документе устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;
рекомендации по стандартизации, которые разрабатываются в целях предварительной проверки на практике отдельных положений организационного и методического характера применительно к соответствующему объекту стандартизации (ст. 18 Закона о стандартизации). Документ содержит информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способствующую применению соответствующего национального стандарта либо положения;
информационно-технические справочники, которые содержат описание практик и подходов к осуществлению хозяйственной деятельности в определённой области;
2) общероссийские классификаторы – справочники, которые содержат систематизированный перечень наименований, кодов объектов технико-экономической и социальной информации. Порядок разработки, ведения, изменения и применения устанавливается Правительством РФ (ст. 20 Закона о стандартизации). Данные классификаторы являются обязательными для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией;
3) стандарты организаций, которые разрабатываются организациями самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг (ч. 1 ст. 21 Закона о стандартизации);
4) технические условия, которые разрабатываются изготовителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (ч. 3 ст. 21 Закона о стандартизации). Объектом технических условий часто является продукция разовой поставки;
5) технические спецификации (отчёты) – документ, который устанавливает характеристики, правила и принципы в отношении инновационной продукции (работ, услуг), процессов, исследований (испытаний), измерений, включая отбор образцов, и методов испытаний (п. 14.1 ст. 2 Закона о стандартизации);
6) своды правил, которые содержат правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов (п. 12 ст. 2 Закона о стандартизации). При этом разработка, утверждение, внесение изменений и отмена производятся федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (п. 1 ст. 22 Закона о стандартизации).
Вместе с тем следует отметить, что вопрос гармонизации национальных и международных стандартов является актуальным и решается как на надгосударственном уровне на платформе ISO, так и на уровне каждой страны, в том числе России.
Регулирование в зарубежных государствах
В США основополагающим нормативным правовым актом в области стандартизации является закон «О продвижении и передаче и национальных технологий». Указанный закон определяет обязанность органов публичной власти руководствоваться добровольными стандартами, разработанными с учётом позиции ассоциаций производителей и потребителей товаров при осуществлении технического регулирования в отношении той или иной продукции.
Основным органом, осуществляющим координацию разработки стандартов, является Национальный институт стандартов и технологий США (NIST) – федеральное агентство в составе Министерства торговли США. Данный институт от имени США аккредитует организации на разработку стандартов и осуществляет оценку соответствия, разрабатывает основополагающие требования и осуществляет учёт принимаемых стандартов. В целях формирования консенсуса между органами власти и бизнес-сообществом реализуется принцип государственно-частного партнёрства, закреплённого в указе Президента США А-119, который обязывает федеральные органы информировать администрацию Президента США о предпринятых мерах по трансформации ранее принятых правительственных стандартов в стандарты, разработанные на основе консенсуса [Federal Register (Federal Participation in the Development and Use of Voluntary Consensus Standards and in Conformity Assessment Activities) : Circular № A-119 // The White House President Barack Obama].
Центральное место в системе стандартов США занимают добровольные стандарты. Координация процесса разработки стандартов возложена на Национальный институт стандартов США (ANSI). ANSI аккредитует организации на разработку стандартов и осуществление оценки соответствия, разрабатывает основополагающие требования и осуществляет учёт принимаемых стандартов. Непосредственной разработкой стандартов занимается одна из специально допущенных организаций, аккредитованная ANSI. Однако, если разработанный стандарт не проходит процедуру утверждения в ANSI, он признаётся отраслевым (Standards Development // Standards, conformity assessment, and trade. Washington, 1995. P. 23).
Цели национальной политики Германии в области стандартизации сформулированы Федеральным правительством ФРГ и изложены в концепции стандартизации. Подготовка стандартов осуществляется на саморегулируемой основе с привлечением всех заинтересованных лиц со стороны промышленности, науки, государственного управления, политики и общества. Организацией, занимающейся вопросами стандартизации на национальном уровне, является Немецкий институт стандартизации, правовой основой деятельности которого является соглашение о стандартизации с Федеративной Республикой Германия. Указанный институт является частной некоммерческой организацией, реализующей функции государственно-частного партнёрства. Основными обязательствами института, закреплёнными соглашением, являются: учёт общественных интересов при разработке стандартов; обеспечение надлежащего качества стандартов для последующей отсылки как на документы, которые описывают технические требования в законодательстве, в вопросах, касающихся государственного управления и правовых отношений; обеспечение международного взаимопонимания в области стандартизации.
Все участники процесса (наука, бизнес, потребители, государство) направляют в технические комитеты института своих представителей (экспертов), которые в дальнейшем распределяются по отраслевым нормативным комитетам (более 70 комитетов). Стандарты, разрабатываемые Институтом, являются добровольными. Однако на практике отсылки к стандартам присутствуют как на законодательном, так и коммерческом уровнях, что делает их обязательными.
В Корее главными законами, которые регулируют систему стандартов, являются Рамочный закон о национальных стандартах, Закон о промышленной стандартизации, Закон об измерениях, Закон о контроле качества и управлении безопасностью промышленной продукции, Рамочный закон о безопасности продукции. Государственным агентством, ответственным за весь процесс стандартизации, является Корейское агентство по технологиям и стандартам. Обширная система законодательства и подход к государственному регулированию стандартизации отличаются от принципов консенсуса, используемых в ряде европейских стран, и, согласно п. 3 ст. 5 Закона о промышленной стандартизации, позволяют Министерству торговли, промышленности и энергетики Кореи подключать к созданию или пересмотру промышленных стандартов любые юридические лица. Данный подход свидетельствует о снижении доли государственного регулирования и переходе к системе добровольных стандартов от частного сектора.
В Японии с 1 июня 1949 г. действует Закон о промышленной стандартизации, охватывающий сферу стандартов и сертификации в стране. Его задачей является регулирование качества промышленной продукции и повышение эффективности торговли промышленными товарами. Указанный закон, а также деятельность созданного в то время Японского комитета по промышленным стандартам, являющегося национальным органом по стандартизации в Японии, позволили обеспечить ряд значимых позиций:
должный уровень контроля качества на производстве, при полной вовлечённости подразделений предприятия и его сотрудников;
постоянный процесс обучения в области контроля качества;
внешний контроль качества и аудит функционирования предприятий;
агитационная работа со стороны государства по пропаганде идей качества.