Асимметрия информации
Асимметри́я информа́ции, ситуация, когда некоторые экономические субъекты обладают большей долей рыночной информации, чем остальные.
Если потребители полностью осведомлены о своих вкусах, продавцам и покупателям ресурсов, товаров и услуг хорошо известны все их качественные характеристики, домашние хозяйства и фирмы имеют полную информацию о равновесных ценах на все экономические блага, становится возможным рациональный выбор каждого экономического субъекта. Т. е. достигается максимизация индивидуальной целевой функции (функции полезности или функции прибыли), которая в условиях совершенной конкуренции ведёт к максимизации общественного благосостояния и Парето-эффективному общему равновесию.
Асимметрия информации – широко распространённый и неотъемлемый признак экономической жизни, оказывающий существенное влияние на поведение экономических субъектов и функционирование рынков. Результатом информационной асимметрии становится снижение общественного благосостояния и сокращение возможностей достижения Парето-эффективного общего равновесия.
Случаи информационной асимметрии довольно часто встречаются в экономической жизни. Например, продавец знает о качестве продукта больше, чем покупатель; получающий медицинскую страховку лучше осведомлён о состоянии своего здоровья, чем сотрудник страховой компании; работник имеет более полное представление о своих навыках и способностях, чем принимающий его на службу предприниматель; собственник фирмы не всегда может проконтролировать добросовестность работы менеджеров и сотрудников.
Причины возникновения подобных ситуаций вытекают из экономических свойств информации как важного ресурса и продукта производства.
Во-первых, производство информации, как правило, связано с высокими издержками, а воспроизводство (копирование) – с низкими.
Во-вторых, информация практически не подвержена физическому износу, но велика вероятность её морального устаревания.
В-третьих, информация неотчуждаема от её владельца в акте купли-продажи.
В-четвертых, информация физически не исчезает в акте потребления, но для получения полезного эффекта необходимо умение воспользоваться ею.
На основе свойств информации выделяются вызывающие её асимметрию причины.
Первая причина связана с тем, что получение информации, как и любого другого редкого блага, сопряжено с альтернативными издержками.
Вторая причина обусловлена моральной недолговечностью информации: даже если сегодня экономический субъект обладает полной информацией о рыночной конъюнктуре, то завтра эта информация может оказаться совершенно устаревшей в силу изменения самой рыночной конъюнктуры.
Третья причина кроется в том, что любой экономический субъект для адекватного использования необходимой информации должен уметь выбрать её из всего доступного объёма и, возможно, даже её осмыслить и переработать.
Эта причина асимметрии информации становится всё более распространенной, поскольку информация способна обеспечить экономическому субъекту рост его благосостояния, только если он обладает умениями пользоваться ею. Особую роль играют большие данные, отличительными чертами которых являются «три V»: объём (volume) как огромный физический масштаб; скорость (velocity) как быстрый прирост, а также задача быстрой обработки и анализа; многообразие (variety) как возможность одновременной обработки различных типов данных. От эффективности работы с большими данными зависят перспективы развития многих видов экономической деятельности.
Эффекты, генерируемые асимметрией информации, имеют названия «негативный отбор» (adverse selection) и «моральный риск» (moral hazard). В учебной и научной литературе на русском языке в том же значении иногда используются термины «неблагоприятный отбор» или «отрицательный отбор» и «моральный ущерб» или «риск недобросовестного поведения».
Негативный отбор возникает вследствие наличия возможности у собственника информации использовать её с целью личной выгоды до заключения сделки и реализации этой возможности. В результате негативного отбора происходит выделение неинформированной стороне в качестве потенциальных партнёров по контракту тех экономических субъектов, выбор которых является наименее предпочтительным.
Моральный риск связан с извлечением одной из сторон контракта выгоды в ущерб другой стороне благодаря сокрытию или скрытому использованию имеющейся у неё информации. Приводя к негативному отбору и моральному риску, асимметрия информации создает для одних участников рыночных отношений возможность злоупотребления неинформированностью других. Затрудняя рациональное поведение экономических агентов и порождая дополнительные трансакционные издержки (издержки поиска информации), асимметрия информации приводит к снижению общественного благосостояния и неэффективному функционированию рынков, а также зачастую становится причиной ограничения конкуренции и появления монопольной власти.