Левик Сергей Юрьевич
Ле́вик Серге́й Ю́рьевич (настоящие имя и отчество Израиль Юлианович) [16(28).11.1883, Белая Церковь Васильковского уезда Киевской губернии, Российская империя, ныне Киевская область, Украина – 5.9.1967, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; похоронен на Серафимовском кладбище], российский певец (баритон), музыковед, переводчик.
Биография
С 9 лет жил в Бердичеве (Киевская губерния, Российская империя, ныне Житомирская область, Украина). В юности с увлечением посещал оперные спектакли, которые давали передвижные труппы; слушал многих знаменитых певцов в Киеве, Одессе, Варшаве и других городах, куда выезжал по служебным делам (работал коммерческим корреспондентом). В 1903 г. переехал в Киев. С 1907 г. занимался пением на киевских оперных Высших музыкальных и драматических курсах М. Е. Медведева. В 1908 г. выступил в Киеве в концерте с итальянскими певцами.
В 1909–1912 гг. солист петербургского Народного дома (Товарищество оперных артистов под управлением М. Ф. Кирикова и М. С. Циммермана, позднее антреприза Н. Н. Фигнера, затем А. Р. Аксарина). Среди исполненных здесь партий: Демон, Иуда Маккавей, Виндекс («Демон», «Иуда Маккавей», «Нерон» А. Г. Рубинштейна), Амонасро, Жермон, Риголетто («Аида», «Травиата», «Риголетто» Дж. Верди), Томский и Елецкий («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Сильвио и Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Владимир Галицкий («Князь Игорь» А. П. Бородина), Рангони и Щелкалов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Старчище («Садко» Н. А. Римского-Корсакова).
В 1912–1916 гг. солист петербургского Театра музыкальной драмы; здесь наиболее полно раскрылся его вокально-драматический талант. Среди лучших партий, исполненных им на этой сцене: Бекмессер, Клингзор («Нюрнбергские мейстерзингеры», «Парсифаль» Р. Вагнера), Кочубей («Мазепа» П. И. Чайковского, эту роль готовил под руководством А. А. Санина), Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Шонар («Богема» Дж. Пуччини), Дапертутто и Миракль («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха).
Обладал сильным актёрским темпераментом. Исполнение отличалось выразительной фразировкой, ясностью и простотой. Имел разнообразный репертуар, однако тяготел к исполнению драматических и характерных партий. Об исполнении Левиком партии Бекмессера писал переводчик вагнеровских опер и музыкальный критик В. П. Коломийцев: «Левик успел сжиться с этой оригинальной ролью, с этим специфическим и неотъемлемым нервом комедии Вагнера. Все или почти все характерные эпизоды и моменты, фразы и словечки партии использованы Левиком очень своеобразно и выпукло, притом без всякого шаржа. Как хорош в своей космической нетерпимости этот бездарный и глупый, но отнюдь не безвредный интриган, претендующий на непогрешимый авторитет и неотразимое превосходство, но сам попадающийся в свои собственные западни. И в исполнении Левика нельзя не любоваться этой завистливой и сварливой вороной, то подозрительно насупившейся, то резко-крикливой и дико-яростно мятущейся» («День». 1913. 12 января). По воспоминаниям А. А. Гозенпуда, для партии Бекмессера Левик выработал «особую манеру подачи звука, придав ему гнусавый, "открытый" характер, достигнув требуемого Вагнером эффекта» (Гозенпуд. 1970. С. 10).
В другом психологически сложном вагнеровском образе Левика – Клингзоре, одержимом демонической злобой и ненавистью, «всё было цельно – скопчески-иезуитский облик... интонации и движения, властные заклятия, исполненные лютой ненависти ко всему живому. А рядом с Клингзором и зловещими мрачными Дапертутто и Мираклем в "Сказках Гофмана" – мастерски переданная артистом роль Шонара в "Богеме"... <...> Не только немногие вокальные фразы, порученные Шонару композитором, но самое молчание его – в последнем акте, где он беззвучно плачет над умирающей Мими, – производили на зрителя сильное и глубокое впечатление» (Гозенпуд. 1970. С. 10).
В 1910–1911 гг. гастролировал в Харькове, Киеве, Минске, Москве, Вильно (ныне Вильнюс), Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), Самаре, Воронеже, в Крыму, на Северном Кавказе.
Выступал в камерных и симфонических концертах. Окончательно оставил сцену в 1923 г. по болезни.
Преподавал сценическое искусство в Ленинградской консерватории (кафедра оперной режиссуры, 1938/1939 учебный год).
Переводы. Публицистическая деятельность
Занимался литературной и переводческой деятельностью. В книге воспоминаний «Записки оперного певца» (1955; 2-е издание, переработанное и дополненное, 1962) дал содержательные характеристики крупнейших мастеров русской и зарубежной оперной сцены дореволюционного периода. Другая книга воспоминаний – «Четверть века в опере» (1970) – посвящена преимущественно советскому периоду певческого искусства.
Публиковался в газете «Киевская мысль» как переводчик рассказов с французского и немецкого языков (1901–1905). Переводил стихотворные тексты романсов, опер и оперетт западноевропейских композиторов. В числе переведённых Левиком оперных либретто: «Вильгельм Телль» Дж. Россини, «Сила судьбы», «Дон Карлос», «Сицилийская вечерня», «Симон Бокканегра», «Бал-маскарад», «Трубадур», «Отелло» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Турандот» и «Девушка с Запада» Дж. Пуччини, «Пророк» Дж. Мейербера, «Жидовка» Ф. Галеви, «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, «Галька» С. Монюшко, «Саломея» Р. Штрауса, «Четыре деспота» Э. Вольфа-Феррари; перевёл также тексты ораторий «Времена года» Й. Гайдна, «Самсон» и «Иуда Маккавей» Г. Ф. Генделя. Автор либретто опер «Сирано де Бержерак» Б. В. Асафьева и «Рассвет» Д. Г. Френкеля. С 1913 г. выступал с рецензиями в периодической печати. Редактор журнала «Вестник театра и искусств» (1921–1922), работал в качестве корреспондента в СССР французского музыкального журнала Le Ménestrel (1929–1939).
Общественная деятельность
В годы Первой мировой войны участник общественной организации «Союз городов». По поручению М. С. Урицкого в 1918 г. выезжал в Копенгаген для помощи советским военнопленным и подготовки их возвращения в СССР. Член правления Союза сценических деятелей мероприятий и член правления зрелищных предприятий (с 1917). Участвовал в организации профсоюза работников искусств – РАБИСа, один из руководителей Ленинградского общества драматических и музыкальных писателей (1926–1930). Принимал участие в деятельности Ленинградского отделения Союза композиторов.
Аудиозаписи
Записал на грампластинки в Петербурге около 60 произведений (фирмы «Лирофон», 1910; «Пате», 1912, 1913; «Орфеон», 1911; Российское акционерное общество граммофонов, 1912; «Зонофон», 1912). Среди записей: арии из опер «Пиковая дама», «Иоланта», «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Демон» и «Нерон» А. Г. Рубинштейна, «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, «Севильский цирюльник» Дж. Россини, «Трубадур», «Риголетто» Дж. Верди, «Джоконда» А. Понкьелли, «Паяцы» и «Заза» Р. Леонкавалло, «Африканка» Дж. Мейербера, «Гамлет» А. Тома, «Кармен» Ж. Бизе, «Фауст» Ш. Гуно, «Таис» Ж. Массне, романсы и песни.