Пырьев Иван Александрович
Пы́рьев Ива́н Алекса́ндрович [4(17).11.1901, село Камень Барнаульского уезда Томской губернии, ныне Камень-на-Оби, Алтайский край – 7.2.1968, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942), народный артист СССР (1948).
В 1920 г. один из организаторов Уральского Пролеткульта, сценический псевдоним Алтайский. В 1921–1922 гг. актёр 1-го Рабочего театра Пролеткульта и Театра имени Мейерхольда в Москве.
В 1923 г. окончил актёрское и режиссёрское отделение Государственных экспериментальных театральных мастерских (ГЭКТЕМАС). Как кинорежиссёр дебютировал мелодрамой «Посторонняя женщина» (1929) и эксцентрической сатирой «Государственный чиновник» (1930). Затем поставил фильмы: «Конвейер смерти» о безработице в Германии (1933), «Партийный билет» о борьбе с диверсантами (1936). С конца 1930-х гг. снимал «народные» музыкальные комедии о счастливой жизни в советской деревне: «Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939; Сталинская премия 1-й степени за достижения последних 6–7 лет, вручена в 1941), «Свинарка и пастух» (1941; Сталинская премия 2-й степени, вручена в 1942) с участием М. А. Ладыниной (жены Пырьева). Официально признана неудачей изящная, резко выбивающаяся из стилистики времени мелодрама «Любимая девушка» (1940). В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Пырьев поставил героическую комедию «Секретарь райкома» (1942; Сталинская премия 2-й степени, вручена в 1943) и лирико-поэтическую мелодраму «В шесть часов вечера после войны» (1944; Сталинская премия 2-й степени, вручена в 1946). В жанре романтической киноповести снял фильм «Сказание о земле Сибирской» (1947; Сталинская премия 1-й степени, вручена в 1948). Традиции предвоенных картин продолжила комедия «Кубанские казаки» (1949; Сталинская премия 2-й степени, вручена в 1951; приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950). Режиссёрский почерк Пырьева отличался повышенной эмоциональностью, склонностью к острой характерности в обрисовке персонажей и яркой страстности в их отношениях. Крупный успех сопутствовал экранизации романа «Идиот» Ф. М. Достоевского (1958), насыщенной неожиданными для советского экрана религиозными мотивами и отличавшейся экспрессивно-психологической динамикой. В 1968 г. экранизировал роман «Братья Карамазовы» Достоевского (специальный приз Московского Международного кинофестиваля «За вклад в киноискусство», 1969, посмертно; фильм завершили М. А. Ульянов и К. Ю. Лавров). Среди других фильмов: «Испытание верности» (1954), «Белые ночи» (1959), «Наш общий друг» (1961), «Свет далёкой звезды» (1964); документальные – «Песня молодости» и «Мы за мир» (оба – 1951).
Автор и соавтор сценариев своих и других фильмов.
В 1946 г. главный редактор журнала «Искусство кино».
В 1954–1957 гг. директор киностудии «Мосфильм», в 1957–1965 гг. председатель оргкомитета Союза работников кинематографии СССР (в 1965 реорганизован в Союз кинематографистов СССР).
Награждён орденами Ленина (1938, 1948), Трудового Красного Знамени (1944, 1951, 1961).
В 1976 г. в Москве (улица Смоленская, дом 10) установлена мемориальная доска с барельефом режиссёра (скульптор В. В. Воробчук, архитектор В. В. Орлов).
В 1988 г. именем И. А. Пырьева названа улица на западе Москвы.