Аппиа Адольф
А́ппиа А́дольф (Adolphe Appia) (1.9.1862, Женева – 29.2.1928, Ньон), швейцарский театральный теоретик, сценограф, музыкант.
Один из создателей новаторской концепции сценического пространства, близкий по эстетическим взглядам Г. Э. Г. Крэгу. Испытал влияние философии А. Бергсона. В начале 1880-х гг. познакомился с творчеством Р. Вагнера и его театром. Усмотрев противоречие между новаторской музыкальной драмой Вагнера и рутинными формами оперного театра, критиковал вагнеровский принцип синтеза искусств, отвергал живопись в театре ввиду невозможности сосуществования на сцене плоскостных, писанных на холсте декораций и трёхмерной фигуры актёра. Противник натурализма, он предлагал взамен традиционной для 19 в. декорации абстрактное, архитектурно решённое сценическое пространство – метафорический образ внутреннего мира героев. Эскизы Аппиа, многие из которых так и не обрели сценического воплощения, – фронтально развёрнутые ритмические композиции, предназначенные для динамических пластических решений.
Одним из первых Аппиа особое значение стал придавать свету как началу, формирующему сценическое пространство. Основные положения его теории изложены в трудах: «Сценическое воплощение вагнеровской драмы» («La Mise en scène du drame wagnérien», 1895), «Музыка и спектакль» («Die Musik und die Inszenierung», 1899), «Сотворение живого искусства» («L’Œuvre d’art vivant», 1921) и др. Сотрудничал с Э. Жак-Далькрозом. Их совместные работы в Институте ритмической гимнастики в Хеллерау: музыкальное представление «Орфей» по опере К. В. Глюка (1912), «Благовещение» П. Клоделя (1912/1913). Другие спектакли Аппиа, в том числе по произведениям Р. Вагнера: «Парсифаль» (1922), «Тристан и Изольда» (1923), «Золото Рейна» и «Валькирия» (оба – 1924); «Прикованный Прометей» Эсхила (1925).
Эстетика Аппиа, соединявшая в себе многие постулаты театра символизма и одновременно предвосхищавшая театральный конструктивизм, оказала влияние на художественное мышление крупнейших режиссёров 20 в.: Макса Рейнхардта, Ж. Копо, Ж. Питоева, Э. Пискатора, Л. Йеснера, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова.