#Теоретики театрального искусства
Теоретики театрального искусства
Тег

Теоретики театрального искусства

Теоретики театрального искусства
Найденo 11 статей
Режиссёры
Люнье-По Орельен-Мари
Люнье́-По Орелье́н-Мари́ (1869–1940), французский театральный режиссёр, актёр. Один из крупнейших представителей театрального символизма. Основатель театра «Эвр» («Твор­че­ст­во»; Париж, 1893), программой которого стала разработка символистской сценической эстетики. Сотрудничал с М. Метерлинком, художниками группы «Наби» и др. Постановщик этапного в истории мирового театра спектакля «Король Убю» А. Жарри (1896), который принято считать началом авангардного театра 20 в.
Орельен-Мари Люнье-По
Театроведы
Барбой Юрий Михайлович
Барбо́й Ю́рий Миха́йлович (1938–2017), российский театровед, заслуженный деятель искусств РФ (2008), доктор искусствоведения (1989), действительный член Академии гуманитарных наук РФ (1994). В своих исследованиях по теории театра развивал традиции петербургской научно-теоретической школы в области искусствознания, эстетики и театроведения. Впервые в отечественной науке построил целостную научно-теоретическую модель театра, установил систему понятий и дефиниций, характеризующих сценическое искусство. С 2018 г. в РГИСИ ежегодно проходят научно-теоретические Барбоевские чтения. В институте учреждена Барбоевская премия для молодых учёных, образована Комиссия по изучению научного наследия Ю. М. Барбоя.
Театр
Литераторы
Стриндберг Август
Стри́ндберг А́вгуст (1849–1912), шведский писатель, драматург, публицист. Своим творчеством оказал заметное воздействие на европейскую культуру. Прославился обширным автобиографическим циклом «Сын служанки. История развития одной души» (1886–1909), который задумывался как «развитая форма натуралистического романа» с углублённым психологическим анализом изменчивой человеческой натуры; романом «Красная комната» (1879), проникнутым острым социальным критицизмом; натуралистическими драмами «Отец» (1887), «Фрёкен Жюли» (1888), «Кредиторы» (1889); историческими «королевскими драмами» «Сага о Фолькунгах» (1899), «Карл XII» (1901), «Кристина» (1903) и другими произведениями.
Август Стриндберг. 1890
Театральные деятели
Дельсарт Франсуа
Дельса́рт Франсуа́ (1811–1871), французский театральный педагог, музыкант, певец (тенор), теоретик актёрского и вокального искусства. Автор одной из первых попыток кодификации актёрской игры.  Разработал собственную систему подготовки актёра. Результаты работы закрепил в специальной таблице особых «зон», иллюстрирующей провозглашённый им «закон соответствий» между органами тела и эмоциональными и рациональными реакциями. Теория Дельсарта сыграла основополагающую роль в становлении танца модерн.
Франсуа Дельсарт. 1864
Сценографы
Аппиа Адольф
А́ппиа А́дольф (1862–1928), швейцарский театральный теоретик, сценограф, музыкант. Один из создателей новаторской концепции сценического пространства. Эскизы Аппиа – фронтально развёрнутые ритмические композиции, предназначенные для динамических пластических решений. Одним из первых Аппиа особое значение стал придавать свету как началу, формирующему сценическое пространство. Основные труды: «Сценическое воплощение вагнеровской драмы» («La Mise en scène du drame wagnérien», 1895), «Музыка и спектакль» («Die Musik und die Inszenierung», 1899), «Сотворение живого искусства» («L’Œuvre d’art vivant», 1921) и др. Эстетика Аппиа, соединявшая в себе основы театра символизма и предвосхищавшая театральный конструктивизм, оказала влияние на художественное мышление крупнейших режиссёров 20 в.: М. Рейнхардта, Э. Пискатора, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова.
Адольф Аппиа. 1882
Режиссёры
Арто Антонен
Арто́ Антоне́н (1896–1948), французский актёр, режиссёр, теоретик театра, поэт, художник. Один из крупнейших теоретиков театра 20 в., оказавший влияние на развитие театрального искусства Европы (особенно театра абсурда) после Второй мировой войны. По Арто, театр призван изменить мировосприятие зрителя путём сильного эмоционального воздействия; он должен не повторять повседневную реальность, но создавать свою собственную, обращая зрителя к метафизическим глубинам жизни в её изначальной жестокости и для этого уподобляясь магическому действу. В 1924–1926 гг. примыкал к сюрреалистам, в 1932 г. опубликовал манифест «Театра жестокости». С 1937 г. до конца жизни – в психиатрической клинике.
Антонен Арто. 1930
Режиссёры
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Мейерхо́льд Все́волод Эми́льевич (1874–1940), российский ак­тёр, ре­жис­сёр, те­ат­раль­ный дея­тель, народный артист Рес­пуб­ли­ки (1923). Ока­за­л ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие те­ат­ра, ки­но, эс­т­ра­ды, фо­то­гра­фии и др. С начала 1900-х гг. воз­гла­влял различные труппы в Москве и Санкт-Петербурге; по­сте­пен­но на­хо­дил собственные сце­нические приё­мы, соз­да­вая язык ус­лов­но­го те­ат­ра, про­ти­во­стоя­щего сце­ническому на­ту­ра­лиз­му. Вос­при­ни­мая ре­во­лю­цию как воз­мож­ность ак­тив­но­го со­ци­аль­но­го дей­ст­вия, пре­об­ра­же­ния ми­ра искусством, со­тво­ре­ния но­во­го че­ло­ве­ка как це­ли куль­ту­ры, ста­вил знак ра­вен­ст­ва ме­ж­ду «ре­во­лю­ци­ей в ис­кус­ст­ве» и со­ци­аль­ной ре­во­лю­ци­ей, что при­ве­ло по­сле 1917 г. к сою­зу с аван­гар­дом и «ле­вым» искусством. Раз­ра­ба­ты­вал но­вый ме­тод ак­тёр­ской иг­ры – био­ме­ха­ни­ку. В постановках склон­ность к гро­те­ску и ме­та­фо­рическому мыш­ле­нию, к пре­об­ра­же­нию ре­аль­но­сти в фор­мах ём­ких обоб­ще­ний ос­лож­ня­ла взаи­мо­от­но­ше­ния с советской дра­ма­тур­ги­ей конца 1920-х – начала 1930-х гг. В 1935 г. в Ле­нинградском Ма­лом опер­ном те­ат­ре осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ку опе­ры «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го, ре­фор­ми­ро­вав­шую опер­ную ре­жис­су­ру и при­знан­ную од­ним из выс­ших дос­ти­же­ний ми­ро­вой опер­ной сце­ны.
Всеволод Мейерхольд. 1925
1
2