#Теоретики театрального искусстваТеоретики театрального искусстваИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТеоретики театрального искусстваТеоретики театрального искусстваНайденo 11 статейАктёрыАктёры Жемье ФирменЖемье́ Фирме́н (1869–1933), французский актёр, режиссёр, театральный деятель. С 1892 г. актёр и помощник режиссёра в «Свободном театре». В 1906–1921 гг. директор, актёр, художник и один из пайщиков «Театра Антуана». В 1906–1917 гг. поставил 73 пьесы. В 1917 г. создал во Франции Шекспировское общество, ставил пьесы У. Шекспира. В 1922–1930 гг. руководил театром «Одеон». В 1926 г. создал Всемирное театральное общество.Театроведы Загорский Михаил БорисовичЗаго́рский Михаи́л Бори́сович (1885–1951), драматург, историк театра, театральный критик. Возглавлял журнал «Вестник искусств» – орган художественного отдела Главполитпросвета. Автор работ о С. М. Михоэлсе, М. М. Тарханове, С. Л. Кузнецове, А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе, М. С. Щепкине, У. Шекспире и др. Автор пьес «Когда проснётся спящий» (1925) и «На западе без перемен» (по Э. М. Ремарку; 1930).Социологи Дювиньо ЖанДювиньо́ Жан (Jean Duvignaud) (1921–2007), французский социолог, антрополог, театральный критик, писатель. В 1961–1965 гг. ассистент Г. Д. Гурвича в Сорбонне. В 1969 г. президент Парижской специальной архитектурной школы (ESA). В 1972 г. вместе с писателем Ж. Переком и философом П. Вирильо основал журнал Cause commune (с франц. – общее дело). В 1980 г. стал профессором Университета Париж VII.Режиссёры Люнье-По Орельен-МариЛюнье́-По Орелье́н-Мари́ (1869–1940), французский театральный режиссёр, актёр. Один из крупнейших представителей театрального символизма. Основатель театра «Эвр» («Творчество»; Париж, 1893), программой которого стала разработка символистской сценической эстетики. Сотрудничал с М. Метерлинком, художниками группы «Наби» и др. Постановщик этапного в истории мирового театра спектакля «Король Убю» А. Жарри (1896), который принято считать началом авангардного театра 20 в.Театроведы Барбой Юрий МихайловичБарбо́й Ю́рий Миха́йлович (1938–2017), российский театровед, заслуженный деятель искусств РФ (2008), доктор искусствоведения (1989), действительный член Академии гуманитарных наук РФ (1994). В своих исследованиях по теории театра развивал традиции петербургской научно-теоретической школы в области искусствознания, эстетики и театроведения. Впервые в отечественной науке построил целостную научно-теоретическую модель театра, установил систему понятий и дефиниций, характеризующих сценическое искусство. С 2018 г. в РГИСИ ежегодно проходят научно-теоретические Барбоевские чтения. В институте учреждена Барбоевская премия для молодых учёных, образована Комиссия по изучению научного наследия Ю. М. Барбоя.Литераторы Стриндберг АвгустСтри́ндберг А́вгуст (1849–1912), шведский писатель, драматург, публицист. Своим творчеством оказал заметное воздействие на европейскую культуру. Прославился обширным автобиографическим циклом «Сын служанки. История развития одной души» (1886–1909), который задумывался как «развитая форма натуралистического романа» с углублённым психологическим анализом изменчивой человеческой натуры; романом «Красная комната» (1879), проникнутым острым социальным критицизмом; натуралистическими драмами «Отец» (1887), «Фрёкен Жюли» (1888), «Кредиторы» (1889); историческими «королевскими драмами» «Сага о Фолькунгах» (1899), «Карл XII» (1901), «Кристина» (1903) и другими произведениями.Театральные деятели Дельсарт ФрансуаДельса́рт Франсуа́ (1811–1871), французский театральный педагог, музыкант, певец (тенор), теоретик актёрского и вокального искусства. Автор одной из первых попыток кодификации актёрской игры. Разработал собственную систему подготовки актёра. Результаты работы закрепил в специальной таблице особых «зон», иллюстрирующей провозглашённый им «закон соответствий» между органами тела и эмоциональными и рациональными реакциями. Теория Дельсарта сыграла основополагающую роль в становлении танца модерн.Сценографы Аппиа АдольфА́ппиа А́дольф (1862–1928), швейцарский театральный теоретик, сценограф, музыкант. Один из создателей новаторской концепции сценического пространства. Эскизы Аппиа – фронтально развёрнутые ритмические композиции, предназначенные для динамических пластических решений. Одним из первых Аппиа особое значение стал придавать свету как началу, формирующему сценическое пространство. Основные труды: «Сценическое воплощение вагнеровской драмы» («La Mise en scène du drame wagnérien», 1895), «Музыка и спектакль» («Die Musik und die Inszenierung», 1899), «Сотворение живого искусства» («L’Œuvre d’art vivant», 1921) и др. Эстетика Аппиа, соединявшая в себе основы театра символизма и предвосхищавшая театральный конструктивизм, оказала влияние на художественное мышление крупнейших режиссёров 20 в.: М. Рейнхардта, Э. Пискатора, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова.Режиссёры Арто АнтоненАрто́ Антоне́н (1896–1948), французский актёр, режиссёр, теоретик театра, поэт, художник. Один из крупнейших теоретиков театра 20 в., оказавший влияние на развитие театрального искусства Европы (особенно театра абсурда) после Второй мировой войны. По Арто, театр призван изменить мировосприятие зрителя путём сильного эмоционального воздействия; он должен не повторять повседневную реальность, но создавать свою собственную, обращая зрителя к метафизическим глубинам жизни в её изначальной жестокости и для этого уподобляясь магическому действу. В 1924–1926 гг. примыкал к сюрреалистам, в 1932 г. опубликовал манифест «Театра жестокости». С 1937 г. до конца жизни – в психиатрической клинике.Режиссёры Мейерхольд Всеволод ЭмильевичМейерхо́льд Все́волод Эми́льевич (1874–1940), российский актёр, режиссёр, театральный деятель, народный артист Республики (1923). Оказал огромное влияние на развитие театра, кино, эстрады, фотографии и др. С начала 1900-х гг. возглавлял различные труппы в Москве и Санкт-Петербурге; постепенно находил собственные сценические приёмы, создавая язык условного театра, противостоящего сценическому натурализму. Воспринимая революцию как возможность активного социального действия, преображения мира искусством, сотворения нового человека как цели культуры, ставил знак равенства между «революцией в искусстве» и социальной революцией, что привело после 1917 г. к союзу с авангардом и «левым» искусством. Разрабатывал новый метод актёрской игры – биомеханику. В постановках склонность к гротеску и метафорическому мышлению, к преображению реальности в формах ёмких обобщений осложняла взаимоотношения с советской драматургией конца 1920-х – начала 1930-х гг. В 1935 г. в Ленинградском Малом оперном театре осуществил постановку оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского, реформировавшую оперную режиссуру и признанную одним из высших достижений мировой оперной сцены. 12