Сухово-Кобылин Александр Васильевич
Сухово́-Кобы́лин Алекса́ндр Васи́льевич [17(29).9.1817, Москва или Подольский уезд, Московская губерния – 11(24).3.1903, Больё-сюр-Мер, Франция], русский драматург.
Брат Е. Тур. Принадлежал к одному из старейших и богатейших русских дворянских родов. В 1834–1838 гг. учился в императорском Московском университете; был дружен с Н. П. Огарёвым, А. И. Герценом, К. С. Аксаковым. По окончании университета путешествовал по Европе, слушал лекции в Гейдельбергском и Берлинском университетах. В 1843 г., вернувшись в Россию, поступил на государственную службу в канцелярию московского гражданского губернатора; в 1850 г. вышел в отставку в чине титулярного советника.
Был заподозрен в убийстве своей содержанки, француженки Луизы Симон-Деманш [7(19).11.1850], арестован, но вскоре освобождён. В сентябре 1851 г. оправдан судом, признавшим виновными в убийстве крепостных Сухово-Кобылина, однако в 1853 г. дело было вновь возобновлено; в мае – октябре 1854 г. драматург вторично находился под арестом. Год спустя Московский надворный суд вновь оправдал Сухово-Кобылина, однако Сенат дважды (в 1855 и 1856) вынес решение оставить Сухово-Кобылина под подозрением. Дело было окончательно закрыто только в 1857 г. решением Государственного совета, оправдавшего и Сухово-Кобылина, и его крепостных людей. Причастность драматурга к преступлению остаётся предметом споров между его биографами, но версия о его невиновности представляется предпочтительной.
Многолетнее следствие, нанёсшее тяжелейший удар по репутации, и наглое вымогательство со стороны судейских чиновников во многом обусловили стойкую ненависть Сухово-Кобылина к бюрократической системе в России. Она пронизывает его драматическую трилогию: комедия «Свадьба Кречинского» (1852–1854, поставлена в 1855, опубликована в 1856), драма «Дело» (первая редакция 1856–1861, опубликована за границей в 1861, в России в новой редакции в 1869; поставлена с большими цензурными купюрами под названием «Отжитое время» в 1882) и «комедия-шутка» «Смерть Тарелкина» (1857–1869, опубликована в 1869; поставлена с цензурными купюрами и искажениями под названием «Расплюевские весёлые дни» в 1900), где чиновничество предстаёт как главное зло России, воплощение алчности, бездушия и вседозволенности. В отдельном издании 1869 г. трилогия имеет общее название «Картины прошедшего»; первые две пьесы соединены преемственностью фабулы и образами нескольких персонажей, из второй в третью переходят образы двух действующих лиц. Гротескно-сатирическое изображение чиновничества во второй и третьей пьесах Сухово-Кобылина явилось причиной их трудной сценической и издательской судьбы.
В драматургии прослеживается влияние русской сатирической комедии («Ябеда» В. В. Капниста, «Ревизор» Н. В. Гоголя и др.); по характеру гротеска Сухово-Кобылин ближе всего к М. Е. Салтыкову-Щедрину, однако сочетание драматического, трагического и комического (сатира и фарс) делает пьесы Сухово-Кобылина абсолютно оригинальным явлением в отечественной драматургии. Имя циника и пройдохи Расплюева – героя «Свадьбы Кречинского», подхваченное Салтыковым-Щедриным в цикле «Письма тётеньке», стало нарицательным.
Высокая художественная ценность и социальная актуальность пьес Сухово-Кобылина были по-настоящему оценены только в 20 в.