Софокл
Софо́кл (Σοφοκλῆς) (около 496 до н. э., дем Колон Лошадиный, ныне район Афин – вторая половина 406 до н. э., Афины), древнегреческий драматург.
Источником биографических сведений о Софокле служит его анонимное жизнеописание (2–1 вв. до н. э., русский перевод 1990). Родился в обеспеченной семье оружейника Софилла; получил хорошее образование. В 468 г. до н. э. на Дионисиях победил Эсхила. В течение полувека – самый популярный драматург в Афинах; участвовал примерно в 30 драматических состязаниях, победил, вероятно, в 24 из них; ни разу не занимал места ниже второго. Аристофан в своей комедии «Лягушки» назвал Софокла «трагиком лучше Еврипида». После битвы при Саламине (480 до н. э.) был руководителем хора (пеана) на народном празднике. В 443–442 гг. до н. э. при Перикле исполнял обязанности члена коллегии казначеев, около 441 г. до н. э., во время Самосской войны, был избран одним из десяти стратегов. В 413–411 гг. до н. э. предположительно член т. н. олигархической комиссии пробулов (государственных советников). Софокл участвовал в перенесении культа Асклепия из Эпидавра и установил его алтарь в своём доме, благодаря этому событию афиняне присвоили Софоклу прозвище Дексион (Восприимец).
Софокл – один из наиболее значительных представителей древнегреческой литературы. Словарь Суды приписывает ему 123 драматических произведения, из которых полностью дошли до наших дней лишь семь трагедий (благодаря тому, что они были включены в комментированные сборники для школьного чтения). Остальные произведения Софокла сохранились фрагментарно; обнаружено свыше 1100 фрагментов, в том числе отрывки из сатировской драмы «Следопыты» («’Ιχνευταί»; папирус с текстом найден в 1907 в Египте, издан в 1912; русский перевод 1912).
Развивающие широко известные мифологические сюжеты пьесы Софокла не всегда надёжно датируются. К раннему периоду традиционно относят трагедии: «Аякс» («Αἲας», между 450 и 430 до н. э.), «Трахинянки» («Τραχίνιαι», около 450 до н. э.) и «Антигона» («’Αντιγόνη», до 441 до н. э.; сокращённый русский перевод П. Ю. Львова, 1801; русский перевод А. А. Григорьева, 1846, и др.). Сюжет «Аякса» строится вокруг самоубийства Аякса Теламонида. В «Трахинянках» описываются обстоятельства самоубийства Геракла, страдающего от нестерпимой боли и смело восходящего на погребальный костёр, а также смерть его супруги Деяниры. Вершина творчества Софокла – трагедия «Царь Эдип» («Οἰδίπους Τύραννος», не позднее 425 до н. э.; сокращённый русский перевод Я. А. Галинковского, 1803; русские переводы С. Д. Шестакова, 1852, О. П. Вейсс, 1893, и др.), которую Аристотель в «Поэтике» назвал «идеальной».
К более позднему периоду относятся пьесы «Электра» («’Ηλέκτρα», поставлена около 415 до н. э.), «Филоктет» («Φιλοκτήτης», поставлена в 409 до н. э.; прозаический русский перевод В. Д. Голицына с французского переложения, 1799; поэтический перевод С. Т. Аксакова с французского текста Ж.-Ф. де Лагарпа, 1816, и др.) и «Эдип в Колоне» («Οἰδίπους ἐπὶ Κολωνῷ», создана в 407–406 до н. э., поставлена посмертно внуком Софокла в 401 до н. э.; сокращённый русский перевод Львова, 1801; русский перевод В. И. Водовозова, 1859; и др.). В «Электре» излагается тот же мифологический сюжет, что и в трагедиях «Хоэфоры» Эсхила и «Электра» Еврипида, т. е. предание о мести Электры, причём вопрос о том, какая из трагедий – Софокла или Еврипида – более ранняя, не разрешён. Трагедии «Антигона», «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне» связаны с историями об Эдипе и его родственниках (Иокаста, Антигона, Полиник), образуя т. н. фиванский цикл.
В раннем творчестве Софокл испытал значительное влияние Эсхила, однако со временем стал более самостоятельным как в формальном, так и содержательном плане. Основной формальной новацией Софокла стало введение третьего актёра, что позволило уменьшить значение хора и усилить драматизм действия. Пьесы Софокла пронизаны фатализмом; практически в каждой из них наличествует мотив пророчества. В центре конфликта – внутренние переживания героев. Однако, если у Эсхила герои считают случающиеся с ними события проявлением неотвратимого божественного закона и этического возмездия, то герои Софокла не понимают смысла высшей воли, они пытаются распознать причины своих несчастий и предпринимают безуспешные попытки борьбы с роком. Персонажи Софокла психологически многогранны и индивидуализированы, они сомневаются, ошибаются, испытывают глубокие переживания, пытаются поступать по совести и потому часто оказываются достойными зрительского сочувствия. Диалоги Софокла обычно очень динамичны, как и само действие, чаще всего заканчивающееся естественной и логично вытекающей из конфликта развязкой. За это Софокла впоследствии хвалил Аристотель, который также приписывал ему введение «скенографии», т. е. крашеного задника сцены – фактически первой декорации.
Творчество Софокла, пользовавшееся значительной популярностью в античности, оказало большое влияние на трагедию классицизма; сюжеты пьес неоднократно переосмыслялись в европейской культуре начиная с эпохи Возрождения. Первое печатное издание Софокла вышло в 1502 г. у Альда Мануция Старшего. Первый полный русский перевод всех семи трагедий, выполненный И. И. Мартыновым, вышел в 1823–1825 гг. Трагедии Софокла переводили также Д. С. Мережковский, Ф. Ф. Зелинский, С. В. Шервинский, А. И. Пиотровский и др.