Гауптман Герхарт
Га́уптман Ге́рхарт, Герхарт Иоганн Роберт Гауптман (Gerhart Johann Robert Hauptmann) (15.11.1862, Оберзальцбрунн, Нижняя Силезия, ныне Щавно-Здруй, Польша – 6.6.1946, деревня Агнетендорф, Силезия, ныне в составе г. Еленя-Гура, Польша), немецкий писатель.
Родился в семье владельца гостиницы. С 1868 г. посещал евангелическую начальную школу в Оберзальцбрунне, с 1874 г. – реальную гимназию в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Оставив гимназию весной 1878 г., обучался ведению сельского хозяйства в поместье своего дяди в сельской общине Лонниг (ныне в земле Рейнланд-Пфальц), с осени того же года – в общине Ледерозе (Тюрингия). В 1879 г. прервал обучение из-за обнаружившегося лёгочного заболевания. В 1880–1882 гг. посещал класс скульптуры в Королевской школе искусств и ремёсел в Бреслау.
В 1881 г., ко дню свадьбы брата, написал короткую пьесу «Весна любви. Лирическая поэма» («Liebesfrühling. Ein lyrisches Gedicht»), разыгранную по ролям гостями торжества; пьеса повествует о превращении зимы в весну силой духа любви. Знакомство с Марией Тинеман (1860–1914), сестрой невесты брата, привело к тайному обручению (29 сентября 1881), а затем к свадьбе (5 мая 1885). Её финансовая поддержка позволила Гауптману продолжить образование. В течение семестра в 1882–1883 г. занимался философией и историей литературы в Йенском университете. После неудавшейся попытки обосноваться в Риме в качестве скульптора (октябрь 1883 – март 1884) обучался рисованию в Дрезденской академии изобразительного искусства (1884). В 1885–1886 гг. изучал историю в Берлинском университете, но в большей степени интересовался театром, брал уроки актёрского мастерства.
В 1885–1889 гг. с женой и тремя сыновьями жил в Эркнере, пригороде Берлина. В 1885 г. опубликовал лиро-эпическую поэму «Судьба прометидов» («Promethidenlos»), в основу которой легли впечатления от морского путешествия писателя из Гамбурга в Италию весной 1883 г. и пребывания на о. Капри.
В 1886 г. Гауптман примкнул к натуралистическому объединению литераторов «Прорыв!», выступил с докладом о творчестве Г. Бюхнера; участвовал в дискуссиях, посвящённых современному состоянию немецкой литературы. Важную роль в его литературном развитии сыграло знакомство с произведениями русских (И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой) и французских (Э. Золя, Г. де Мопассан) писателей.
Публикация новеллы «Стрелочник Тиль. Новеллистическая штудия из бранденбургского соснового леса» («Bahnwärter Thiel. Novellistische Studie aus dem märkischen Kiefernforst», 1888; рус. пер. 1916) в журнале Die Gesellschaft («Общество»), печатном органе мюнхенских натуралистов, принесла Гауптману первый успех. Повествование о железнодорожном служащем Тиле, который после гибели сына от первого брака под колёсами поезда впадает в безумие и убивает свою новую жену и их общего ребёнка, обнаруживает следы влияния Г. Бюхнера в изображении душевных расстройств. Пьеса содержит мотивы и приёмы, характерные для натуралистического письма: установка на детальное описание среды и характера персонажа; биологическая детерминированность человека; «секундный стиль» повествования, при котором время описываемых событий сближается с временем рассказа, усиливая ощущение непосредственности и аутентичности описываемого.
В августе 1889 г. опубликовал первую драму «Перед восходом солнца» («Vor Sonnenaufgang»; рус. пер. 1901). Премьера спектакля состоялась 20 октября 1889 г. в экспериментальном театральном объединении «Свободная сцена» в Берлине и сопровождалась скандалом: нищета, алкоголизм, проблема наследственности, физическое и моральное разложение персонажей оказали шокирующее воздействие на публику. В то же время критика отмечала реалистичность пьесы, естественность сценической речи и использование диалекта как дополнительной социальной характеристики.
Литературный и театральный успех Гауптмана был подкреплён драмами «Праздник примирения. Семейная катастрофа» («Das Friedensfest. Eine Familienkatastrophe», 1890; постановка «Свободной сцены» в Берлине, 1890; в рус. пер. «Праздник мира», 1909) и «Одинокие» («Einsame Menschen», 1891; первая постановка «Свободной сцены» в Берлине, 1891; рус. пер. 1899), обращённых к внутрисемейным психологическим конфликтам и проблемам. Писатель находился под влиянием драматургии Г. Ибсена и часто полемизировал с ним.
Крупнейшим достижением Гауптмана-драматурга стала социально-историческая драма «Ткачи. Пьеса из сороковых годов» («Die Weber. Schauspiel aus den vierziger Jahren», 1892; впервые поставлена объединением «Свободная сцена» в Берлине, 1893; рус. пер. 1902; экранизация 1927, режиссёр Ф. Цельник), основанная на документальном материале о восстании силезских ткачей в 1844 г., которое жестоко подавили правительственные войска. В пьесе отсутствует сквозная сюжетная линия: каждый акт показывает отдельный, автономный фрагмент жизни рабочих. Главный герой пьесы – людская масса: Гауптман увеличил число действующих лиц на сцене до сорока человек, чтобы отразить масштаб происходящего. Драматург внёс в сценическую речь элементы силезского диалекта и, согласно эстетическим взглядам натурализма, усилил конфликт, показав восстание нищих и униженных людей как физиологическую реакцию, «бунт голодного желудка».
Драматургия Гауптмана жанрово и эстетически разнообразна. Социальная комедия «Бобровая шуба. Воровская комедия» («Bieberpelz. Eine Diebskomödie», 1893; премьера в «Немецком театре» Берлина, 1893; 7 экранизаций с 1928 по 1994) высмеивает последствия Исключительного закона против социалистов, изданного О. фон Бисмарком в 1878 г. Воровская шайка крадёт шубу у богатого буржуа и передаёт её скупщику краденого на глазах у полиции, но её глава – окружной советник Верхан – не замечает этого, потому что занят вылавливанием ни в чём не повинных людей и обвинением их в политическом преступлении. В пьесе «Вознесение Ганнеле» [«Hanneles Himmelfahrt», 1893; премьера в Королевском драматическом театре в Берлине (ныне «Концертхаус»), 1893; рус. пер. 1894; экранизация 1922, режиссёр У. Гад] натуралистическое изображение ночлежки и её обитателей, их быта и истории страданий Ганнеле, 14-летней сироты, сопрягается с мистическим и символистским планами. В монументальной исторической трагедии «Флориан Гайер» («Florian Geyer», 1895; премьера в «Немецком театре» в Берлине, 1896; рус. пер. 1906), посвящённой событиям Крестьянской войны 1524–1526 гг. в Германии, на фоне многочисленных персонажей выведен идеальный герой, борющийся за свободу и справедливость для угнетённых.
Драматическая сказка «Потонувший колокол» («Die versunkene Glocke», 1896; впервые поставлена Немецким театром в Берлине, 1896; рус. пер. 1897; постановка Александринского театра, 1897; одноимённая опера О. Респиги, 1927, Гамбург) свидетельствует о переходе Гауптмана к фантастическому и волшебному. В драме противопоставлены два мира: долина, в которой живут мещански ограниченные люди, послушные Пастору, Учителю и Цирюльнику, и горы, символически отражающие силы природы, где обитают духи. Между мирами оказывается главный герой – литейщик церковных колоколов Генрих. В пьесе показана трагедия сильной личности, которая презирает толпу и желает свободы от социальных связей. Попытка Генриха подняться в горы и отстраниться от людей, подобно Бранду из одноимённой драмы Ибсена (1865), обречена на поражение: жизнь вне общества губительна для героя.
В творчестве Гауптмана конца 1890-х – начала 1900-х гг. сказочные пьесы, отмеченные символистской эстетикой, перемежаются с натуралистическими драмами. За натуралистической пьесой «Возчик Геншель» («Fuhrmann Henschel», 1898; премьера в «Немецком театре» в Берлине, 1898; рус. пер. 1898; премьера на русском языке в Московском Художественном академическом театре, 1899, режиссёр К. С. Станиславский; постановки 1899 в Малом театре и Театре Корша), историей простого добродушного человека, доведённого женой до самоубийства, следует насыщенная мистической символикой драма «Бедный Генрих: Средневековое сказание» («Der arme Heinrich – Eine deutsche Sage», 1902; премьера в «Бургтеатре», 1902; рус. пер. 1902), основанная на поэме Гартмана фон Ауэ. Трагедия простой силезской девушки, которая под давлением общественного порицания убивает собственного ребёнка, разворачивается в пьесе «Роза Бернд» («Rose Bernd», 1903; премьера в «Немецком театре» в Берлине, 1903; рус. пер. 1903; поставлена в Малом театре в 1904; экранизация 1919, режиссёр А. Хальм). В драме-сказке «А Пиппа танцует» («Und Pippa tanzt», 1905; впервые поставлена в Театре Лессинга в Берлине, 1906; рус. пер. 1906) натуралистически изображённые быт и отношения рабочих и владельцев стеклодувной мастерской предстают фоном для аллегорического волшебного танца юной девушки.
В своей последней натуралистической пьесе – трагикомедии «Крысы» («Die Ratten», 1911; премьера в Театре Лессинга в Берлине, 1911; рус. пер. 1911; 5 экранизаций с 1921 по 1977) – разворачивается история борьбы двух женщин из берлинских городских низов за ребёнка, заканчивающаяся убийством одной из соперниц. В поздней социально-психологической пьесе «Перед заходом солнца» («Vor Sonnenuntergang», 1932; премьера в «Немецком театре» в Берлине, 1932; рус. пер. 1940; экранизация 1956, режиссёр Г. Райнхардт) критика обнаружила лишь «отголоски натурализма» (Jhering H. Berliner Dramaturgie. Berlin, 1947. S. 38). 70-летний Маттиас Клаузен, просвещённый издатель и автор научных исследований, поклонник и знаток творчества И. В. Гёте, ассоциируется в произведении с уходящей в прошлое гуманистической культурой, терпящей поражение в столкновении с агрессивной и алчной современностью.
Гауптман – автор 40 драм, множества новелл и стихотворений, а также прозаических произведений. Социально-философский роман «Юродивый во Христе Эмануэль Квинт» («Der Narr in Christo Emanuel Quint», 1910; рус. пер. 1911) представляет историю бродячего проповедника из Силезии, уверовавшего в себя как в реинкарнацию Спасителя; ранее писатель обращался в подобному герою в новелле «Апостол» («Der Apostel», 1890) и социальной драме в стихах «Иисус из Назарета» («Jesus von Nazareth», 1894–1898, не завершена). В романе Квинт переживает то, что мог бы испытать Христос, явись Он в мир в современную эпоху.
Роман «Атлантида» («Atlantis», 1912; рус. пер. «Во власти океана», 1928, и «Атлантида», 1989) изображает крушение корабля на рейсе между Европой и Америкой. Произведение печаталось с продолжением в газете Berliner Tageblatt с 16 января по 24 апреля 1912 г. и было воспринято читателями как предвосхищение гибели парохода «Титаник» 15 апреля 1912 г.
Перу писателя принадлежат путевые записки «Греческая весна» («Griechischer Frühling», 1908); автобиографическая книга «Приключения моей юности» («Das Abenteuer meiner Jugend», в 2 частях – 1937, 1949); дневники, охватывающие период с 1889 по 1933 гг.
Почётный доктор Оксфордского (1905), Лейпцигского (1909), Пражского (1921), Колумбийского (1932, Нью-Йорк) университетов. Нобелевская премия по литературе (1912) «в знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства».