Бабанова Мария Ивановна
Баба́нова Мари́я Ива́новна [29.10(11.11).1900, Москва – 4.4.1983, там же], российская актриса, народная артистка СССР (1954).
В 1920 г. окончила студию под руководством Ф. Ф. Комиссаржевского. С 1920 г. в Театре РСФСР 1-м, затем работала в Театре Актёра, Театре ГИТИС, в 1923–1927 гг. – в Театре имени Мейерхольда. Роли: Стелла («Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка), Теа Баазе («Учитель Бубус» А. М. Файко), Бой («Рычи, Китай!» С. М. Третьякова), Марья Антоновна («Ревизор» Н. В. Гоголя). Индивидуальный стиль Бабановой сложился под влиянием В. Э. Мейерхольда. Роли, созданные под его руководством, пользовались безоговорочным признанием зрителей и критиков. Бабанову называли «зримым чудом театра», олицетворением высочайшего актёрского мастерства. В её искусстве виртуозная техника, отточенность формы сочетались с яркой эмоциональностью и мягкой, наивной женственностью. С 1922 г. играла в Театре Революции, где в постановках Мейерхольда, А. Д. Дикого, А. Д. Попова, А. М. Лобанова и других ещё шире проявился её актёрский диапазон: Полина («Доходное место» А. Н. Островского), Гога («Человек с портфелем» А. М. Файко), Анка («Поэма о топоре» Н. Ф. Погодина), Маша («После бала» Погодина, роль написана специально для Бабановой), Джульетта и Офелия («Ромео и Джульетта» и «Гамлет» У. Шекспира), Диана («Собака на сене» Лопе де Веги), Софья («Зыковы» М. Горького), Раневская («Вишнёвый сад» А. П. Чехова), тётя Капа («Кресло № 16» Д. Б. Угрюмова), Лидия Самойловна («Мария» А. Д. Салынского; Государственная премия РСФСР, 1972), Москалёва («Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому) и др.
Символом времени стала её Таня в одноимённой пьесе А. Н. Арбузова.
В 1979 г. на сцене Московского Художественного академического театра сыграла свою последнюю роль – Жену в пьесе Э. Олби «Всё кончено».
Высокий, скользящий, богатый тембрами голос Бабановой сохранили радиопостановки («Оле-Лукойе», «Маленький принц» и др.).
Сталинская премия 2-й степени (1941). Награждена орденом Ленина (1970).