Биомеханика (театральная)
Биомеха́ника (театральная), теория и практический метод актёрского творчества, наука о законах механического движения в живых системах в применении к актёрскому искусству.
Методология театральной биомеханики впервые испытана в середине 1910-х гг. в Студии на Бородинской под руководством В. Э. Мейерхольда (Санкт-Петербург). Термин «биомеханика» (от греч. βίος – жизнь + μηχανική – механика) применительно к театру появился в 1919 г. в «Положении о Курсах мастерства сценических постановок» (Положение о курсах. 2000. С. 231). Биомеханика преподавалась в Мастерских при Театре имени Вс. Мейерхольда вплоть до его закрытия в 1938 г.
В биомеханике понимание природы актёрского искусства связано с концепциями «потока сознания» и физиологической природы эмоций У. Джеймса, с теорией ассоциированных моторных рефлексов психоневролога В. М. Бехтерева, экспериментами физиолога И. П. Павлова. Биомеханика предполагает контроль актёра над своими физическими и психическими действиями до, во время и после их совершения; техническое овладение элементами актёрской игры. Психофизиологическое понимание актёрского творчества предполагало координацию уровней творческого процесса: мысль – движение – эмоция – слово. Актёр, воспитанный по законам биомеханики, развивает рефлекторную зависимость своих выразительных возможностей от физического, пластического, ритмического рисунка действия. Актёрский замысел осознан и воплощается в первую очередь пластически. Игра строится из трёхчастных циклов: отказ – посыл – точка (или тормоз, фиксация финальной позиции цикла), в другой формулировке: намерение – осуществление – реакция. Принципы биомеханической игры – экономия выразительных средств, точность движения. Развивается техника «игры ракурсами» – минимальных пластических отклонений от равновесного состояния, достаточных для сценической образности.
В. Э. Мейерхольд считал биомеханику материалом игры, накоплением приёмов, используемых в спектаклях. Биомеханическое воспитание, овладение каноном сложно организованных действенных архетипических ситуаций включает серию упражнений и этюдов (индивидуальных, парных, групповых), которые исполняются в точной последовательности элементов (сознательных, физических, эмоциональных): «Стрельба из лука», «Игра с камнем», «Пощечина», «Прыжок на грудь», «Удар кинжалом» и др. В биомеханике объединены основные модели движения, используемые в театральном действии. Тренинг в биомеханике имеет соответствия с системами восточной энергетической гимнастики (цигун, тайцзицюань). Этюды носят минималистский, ритуальный и символический характер. Движение графично, организация в размере дактиля лишает его жизнеподобия. Отсутствуют нечёткие, случайные или произвольные ракурсы. Лицо освобождено от жизненной мимики и частных реакций, приближено к маске. Механика движения тяготеет к ритуальной обобщённости: бег, прыжки, захваты, удары, поддержки, замахи, броски и т. п. Артист (А 1), управляя создаваемым им произведением-образом (А 2) действует на сцене как художественный объект, как произведение искусства. Основанная на обобщении опыта традиционных актёрских техник восточной и западной традиции, в частности, комедии дель арте, биомеханика развивает театральное, выразительное действие.
В игре артиста выявляются биомеханические соотношения: человек – движение, человек – слово, человек – слово – движение, человек – человек, человек – одежда, человек – предмет в его руках, человек – элемент среды, человек – пространство, человек – время, человек – коллектив (масса). Биомеханический актёр – одно из возможных воплощений идеи Э. Г. Крэга об актёре-сверхмарионетке. Отрабатывается сознательный характер игры, умение актёра «зеркалить», т. е. зримо представлять себе, как со стороны выглядит его игра, приёмы «игры с вещью», «предыгры» (с развёрнутой во времени первой фазой «намерения»).
Глубоко связанная с конструктивистским пониманием театра, биомеханика стала основой более общей актёрской системы театра Мейерхольда, для которой характерны усложнённая связь актёр – образ, переосмысленная система амплуа, ассоциативная метафоричность образов, музыкальные законы структуры и эстетики актёрской игры, отказ от прямой изобразительности, эстетика гротеска, полифоническая структура образов.
Многочисленные рабочие документы по биомеханике были созданы в Научно-исследовательской лаборатории и актёрских мастерских при ГосТИМе (Государственный театр имени Вс. Мейерхольда), где учились Э. П. Гарин, М. И. Бабанова, И. В. Ильинский, З. Н. Райх, М. И. Жаров, Л. Н. Свердлин, С. М. Эйзенштейн, С. И. Юткевич, Г. Л. Рошаль, Н. В. Экк, В. Ф. Зайчиков, Н. П. Охлопков, Н. И. Боголюбов и многие другие известные деятели театра и кино. Всего было разработано более 200 упражнений (большинство не сохранилось). В проекте реорганизации МХАТ (1936) К. С. Станиславский планировал участие Мейерхольда: «он – биомех[аника] и постановщик у меня» (Станиславский К. С. Собрание сочинений. В 9 т. Т. 6. М., 1994. С. 396).
После закрытия ГосТИМа (1938) биомеханика официально объявлена вредным формалистическим методом. В 1960–1970-е гг. основные этюды биомеханики преподавали дочь Мейерхольда И. В. Мейерхольд (в ЛГИТМиКе, ныне РГИСИ), педагог Мастерских при ГосТИМе Н. Г. Кустов (для группы актёров Московского театра сатиры).
Начиная с 1980-хх гг. в мире проводятся мастер-классы по биомеханике. Значительный вклад в популяризацию и развитие этой школы на новом этапе внесли ученики Н. Г. Кустова – театральный педагог Г. Н. Богданов и режиссёр и педагог А. А. Левинский. «Биомеханика, – говорит Левинский, – вооружает актёра определёнными техническими навыками. Это его багаж. Ты умеешь включаться по сигналу, когда надо? Терпеливо ждать своего выхода, а потом включиться в действие на нужном градусе? И примеров умений такого рода можно привести много. Но это лишь одна сторона, техническая. Вторая – чисто художническая, развивающая в актёре чувство меры, гармонии, композиции. Ведь Мейерхольд сочинял биомеханические этюды, импровизируя на темы комедии дель арте, античного и восточного театров, перемешав всё это по-своему. Собственно, уже тогда он предугадал один из путей развития мирового театра – взаимодействие культур Запада и Востока. Для меня эти этюды одновременно и тренинг, и законченные произведения искусства, которые предполагают совершенное исполнение» (Золотухин. 2013).