Метерлинк Морис
Ме́терли́нк Мори́с, Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк (Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlinck) (29.8.1862, Гент – 5.5.1949, Ницца), бельгийский писатель. Писал на французском языке.
Сын состоятельного фламандского нотариуса. Окончил юридический факультет университета Гента (1885), работал адвокатом. В 1885 г. в Париже познакомился с Ф.-О.-М. Вилье де Лиль-Аданом, под влиянием которого отказался от карьеры юриста, посвятив себя литературе. В 1896 г. окончательно переселился в Париж. В начале 1900-х гг. парижский салон Метерлинка стал важным местом встреч европейских интеллектуалов. В период Первой мировой войны 1914–1918 гг. выступал с антигерманскими статьями в прессе. Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. после капитуляции Франции переехал в США (1940). В 1947 г. вернулся во Францию, жил в Ницце.
Дебютировал как поэт в 1883 г. Ранняя лирика отразила влияние школы «Парнас», а также французского символизма (преимущественно С. Малларме). В поэтическом сборнике «Теплицы» («Serres chaudes», 1889), развивая идеи о богоизбранности поэта, предстающего в виде пленника в замкнутом, душном мире (теплица – его символ), Метерлинк противопоставил натурализму и позитивизму чистое искусство, интуитивное творчество. Увлечение Метерлинка немецким романтизмом (Новалис, братья А. В. и Ф. Шлегели) и идеалистической философией (Г. В. Ф. Гегель, А. Шопенгауэр), а также фламандским фольклором, средневековым и ренессансным мистицизмом отразилось в поэтическом сборнике «12 песен» («12 chansons», 1896; дополненное издание – «15 песен», 1900) и в ранней драматургии, ставшей одним из наивысших достижений европейского символистского театра.
В 1889 г. Метерлинк опубликовал первую пьесу «Принцесса Мален» («La princesse Maleine»), воспроизводящую насыщенный описаниями кровавых злодеяний сюжет сказки Я. и В. Гримм. В ней была заявлена основная для всего творчества Метерлинка тема столкновения человека и рока – таинственных, неподконтрольных разуму сил, которые постоянно вмешиваются в жизнь людей. Трагизм бытия, его постоянное ускользание от рационального осмысления и непреодолимая враждебность человеку отображены Метерлинком в пьесах «Непрошеная» («L’intruse»), «Слепые» («Les aveugles», обе – 1890), «Пелеас и Мелисанда» («Pelléas et Mélisande», 1892, в России поставлена в петербургском Театре В. Ф. Комиссаржевской В. Э. Мейерхольдом, 1907; опера «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси, 1902), «Алладина и Паломид» («Alladine et Palomides», 1894), «Там, внутри» («Intérieur», 1894; в России поставлена в 1904 вместе с пьесами «Непрошеная» и «Слепые» в Московском Художественном театре К. С. Станиславским совместно с Г. С. Бурджаловым и Н. Г. Александровым), «Смерть Тентажиля» («La mort de Tintagilles», 1894; в России поставлена Мейерхольдом в 1905) и др.
Эстетические взгляды Метерлинка нашли отражение в статье «Трагизм повседневной жизни», вошедшей в книгу эссе «Сокровище смиренных» («Le trésor des humbles», 1896). По мнению Метерлинка, человек, волей случая заброшенный в этот мир, становится жертвой всевластия хаоса, ночи, смерти, «неизвестного». Стремясь описать непознаваемый разумом смысл мироздания, Метерлинк в своём «театре Смерти» разрушил устоявшиеся каноны драматургических жанров, разработав тип короткой (обычно одноактной), не предполагавшей сложного сюжетного развёртывания пьесы-притчи (во многом близкой по структуре к сказке) c безликими, схожими с марионетками персонажами, ставшими символическим воплощением всего человечества. Для достижения глубокого эмоционального воздействия на зрителя Метерлинк отверг патетическую декламацию, широко используя намёки, недосказанность, диалоги с отсутствующими на сцене героями и др.; его герои часто молчат, ибо слово, по мысли Метерлинка, неспособно передать весь ужас их положения.
С конца 1890-х гг. драматургия М. Метерлинка приобретает более оптимистический характер: в ней появляются темы противостояния судьбе посредством любви, нравственного самосовершенствования, духовного поиска, а также бунта против рока и смерти, что во многом предвещает идеи экзистенциализма: «Аглавена и Селизетта» («Aglavaine et Sélysette», 1896), «Ариана и Синяя Борода» («Ariane et Barbe-Bleue», 1899), «Сестра Беатриса» («La sœur Béatrice», 1900; поставлена В. Э. Мейерхольдом в петербургском Театре В. Ф. Комиссаржевской, 1906), «Монна Ванна» («Monna Vanna», 1902), «Жуазель» («Joyzelle», 1903), «Чудо святого Антония» («Le miracle de saint Antoine», 1903; поставлена В. Э. Мейерхольдом в 1906; в Студии Е. Б. Вахтангова, 1921) и др. Активное познание мира, сам процесс поиска истины становятся, по мысли Метерлинка (эссе «Сокровенный храм», «Le temple enseveli», 1902), залогом победы над роком. Эти воззрения воплотились в самом известном произведении Метерлинка – проникнутой мощным гуманистическим пафосом пьесе-феерии «Синяя птица» («L’oiseau bleu», 1908; в России поставлена К. С. Станиславским в 1908).
Творчество Метерлинка после 1910 г. идёт на спад; из поздних пьес на библейские и исторические сюжеты [«Мария Магдалина» («Marie-Magdeleine», 1913), «Иуда Искариот» («Judas de Kerioth», 1929), «Принцесса Изабелла» («La Princess Isabelle», 1935)] популярностью пользовалась лишь драма «Жанна д’Арк» («Jeanne d’Arc», 1945).
Среди других произведений Метерлинка – многочисленные философские эссе, пронизанные мистическими размышлениями о жизни и смерти человека и других живых существ: «Жизнь пчёл» («La vie des abeilles», 1901), «Разум цветов» («L’intelligence des fleurs», 1907), «Смерть» («La mort», 1913), «Жизнь термитов» («La vie des termites», 1926), «Жизнь пространства» («La vie de l’espace», 1928), «Жизнь муравьёв» («La vie des fourmis», 1930). Автор книги мемуаров «Голубые пузыри» («Bulles bleues», 1948).
Драматургическое творчество Метерлинка оказало большое влияние на развитие европейского театра 20 в. (Ф. Кроммелинк, А. Арто и др.); принципы Метерлинка во многом близки установкам Г. Ибсена и А. П. Чехова. В России произведения Метерлинка широко известны с конца 19 в.; они многократно переводились.
Нобелевская премия (1911).