Комиссаржевская Вера Фёдоровна
Комиссарже́вская Ве́ра Фёдоровна [27.10(8.11).1864, Санкт-Петербург – 10(23).2.1910, Ташкент; похоронена в Санкт-Петербурге], российская актриса. Дочь Ф. П. Комиссаржевского, сестра Ф. Ф. Комиссаржевского. В 1888–1889 гг. брала уроки актёрского мастерства у В. Н. Давыдова. В 1890–1891 гг. выступала в любительских спектаклях в Морском собрании Флотского экипажа в Санкт-Петербурге и (под псевдонимом Комина) в Обществе искусства и литературы в Москве, где её партнёром в «Горящих письмах» П. П. Гнедича и «Плодах просвещения» Л. Н. Толстого был К. С. Станиславский. В 1893–1894 гг. в Новочеркасском театре Н. Н. Синельникова (Альма – «Честь» Г. Зудермана, Лиза – «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Лидочка – «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина, Марья Антоновна – «Ревизор» Н. В. Гоголя, и др.), в антрепризе П. А. Струйской (Наталья Степановна и Елецкая – «Предложение» и «Вечер в Сорренто» А. П. Чехова, Луиза – «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, и др.). В 1894–1896 гг. в антрепризе К. Н. Незлобина в Вильно (Софья – «Горе от ума» Грибоедова, Юдифь – «Уриель Акоста» К. Гуцкова, Негина и Лариса – «Таланты и поклонники» и «Бесприданница» А. Н. Островского, Рози – «Бой бабочек» Зудермана, Варя – «Дикарка» Островского и Н. Я. Соловьёва). Игра Комиссаржевской отличалась повышенной эмоциональностью, нервной порывистостью, тревожным лиризмом. Избегая внешних эффектов, Комиссаржевская выражала в сценических образах собственный внутренний мир, драму женской души, которой тесно и душно в постылом окружении, в строго регламентированном обществе. Молодой аудитории импонировали героини Комиссаржевской, нравственно чистые, робкие или кокетливые, самозабвенные в любви, в переломные моменты всегда обнаруживавшие огромную силу духа. В 1896–1902 гг. в Александринском театре. Роль Нины Заречной («Чайка» Чехова) стала легендарной (Комиссаржевскую называли «Чайкой русской сцены»). Среди других ролей: Дездемона («Отелло» У. Шекспира), Маргарита (сцены из «Фауста» И. В. Гёте), Елена («Злоба дня» Н. А. Потехина), Наталья Петровна («Волшебная сказка» И. Н. Потапенко). Много гастролировала по стране, завоевав всероссийскую известность (Нора – «Кукольный дом» Г. Ибсена, Соня – «Дядя Ваня» Чехова, Ирена – «Золотое руно» С. Пшибышевского, Монна Ванна – «Монна Ванна» М. Метерлинка, и др.). В декабре 1902 г. в Московском филармоническом обществе Комиссаржевская и Ф. И. Шаляпин (по инициативе С. В. Рахманинова) исполняли поэму Дж. Байрона «Манфред» с музыкой Р. Шумана. В 1904 г. Комиссаржевская открыла Драматический театр в Санкт-Петербурге, куда пригласила режиссёров, близких МХТ. В репертуаре: Ибсен, Чехов, С. А. Найдёнов, Е. Н. Чириков и др. Постановки пьес М. Горького «Дачники» (1904, Комиссаржевская – Варвара Михайловна) и «Дети солнца» (1905, Комиссаржевская – Лиза) явились событиями большого общественного значения. Позиция Комиссаржевской во время революционных событий 1905 г. сблизила её с левой и либеральной интеллигенцией. Актриса устраивала концерты в пользу бастующих и студенческой молодёжи. В 1906 г., с приглашением В. Э. Мейерхольда, смело экспериментировавшего в поисках новых сценических форм, репертуарный курс и стилистика театра изменились, что вызвало ожесточённую полемику в печати. Комиссаржевская вначале поддерживала Мейерхольда.
Его постановка «Сестры Беатрисы» Метерлинка с Комиссаржевской в заглавной роли принесла ей громкий успех, а такие спектакли, как «Балаганчик» А. А. Блока и «Жизнь Человека» Л. Н. Андреева, Комиссаржевская считала «режиссёрскими шедеврами». Однако вскоре, посчитав, что жёсткие композиции Мейерхольда ограничивают её актёрские возможности, предложила Мейерхольду покинуть её театр. Сотрудничала с режиссёрами Комиссаржевским и Н. Н. Евреиновым, но в 1909 г. решила закрыть театр. В течение года провела две крупные гастрольные поездки. В Ташкенте заразилась чёрной оспой и умерла.