#Теоретики театраТеоретики театраИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТеоретики театраТеоретики театраНайденo 8 статейАктёрыАктёры Жемье ФирменЖемье́ Фирме́н (1869–1933), французский актёр, режиссёр, театральный деятель. С 1892 г. актёр и помощник режиссёра в «Свободном театре». В 1906–1921 гг. директор, актёр, художник и один из пайщиков «Театра Антуана». В 1906–1917 гг. поставил 73 пьесы. В 1917 г. создал во Франции Шекспировское общество, ставил пьесы У. Шекспира. В 1922–1930 гг. руководил театром «Одеон». В 1926 г. создал Всемирное театральное общество.Историки Герман МаксГе́рман Макс (Max Herrmann) (1865–1942), немецкий историк литературы и теоретик театрального искусства. Считается основателем исследований театра в Германии. Выступал за эмансипацию исследований театра от германистики. Когда в 1923 г., несмотря на сопротивление со стороны учёных в областях более устоявшихся дисциплин, был основан первый в мире Институт исследований театра при Университете Фридриха Вильгельма (ныне Берлинский университет Гумбольдта), Герман был назначен его руководителем.Социологи Дювиньо ЖанДювиньо́ Жан (Jean Duvignaud) (1921–2007), французский социолог, антрополог, театральный критик, писатель. В 1961–1965 гг. ассистент Г. Д. Гурвича в Сорбонне. В 1969 г. президент Парижской специальной архитектурной школы (ESA). В 1972 г. вместе с писателем Ж. Переком и философом П. Вирильо основал журнал Cause commune (с франц. – общее дело). В 1980 г. стал профессором Университета Париж VII.Критики Фергюссон ФрэнсисФе́ргюссон Фрэ́нсис (Francis Fergusson) (1904–1986), американский педагог, литературный критик, специалист по драматическому театру и мифологии. В числе его работ – «Идея театра» («The Idea of a Theater», 1949), «Драма разума Данте» («Dante's Drama of the Mind», 1953).Режиссёры Люнье-По Орельен-МариЛюнье́-По Орелье́н-Мари́ (1869–1940), французский театральный режиссёр, актёр. Один из крупнейших представителей театрального символизма. Основатель театра «Эвр» («Творчество»; Париж, 1893), программой которого стала разработка символистской сценической эстетики. Сотрудничал с М. Метерлинком, художниками группы «Наби» и др. Постановщик этапного в истории мирового театра спектакля «Король Убю» А. Жарри (1896), который принято считать началом авангардного театра 20 в.Литераторы Брехт БертольтБрехт Бе́ртольт (1898–1956), немецкий драматург, поэт, теоретик театра, основатель театра «Берлинер ансамбль». Разработал концепцию и приёмы эпического театра: пьесы – «Трёхгрошовая опера» (1928), «Мамаша Кураж и её дети» (1939), «Добрый человек из Сычуани» (1938–1940), «Кавказский меловой круг» (1944–1945) и др. Стоял у истоков немецкой радиопьесы («Полёт Линдберга», 1929). В лирике (баллады, сонеты, песни) обращался к сатире, пародии: сборник «Домашние проповеди Бертольта Брехта» (1926) и др. Среди самых известных поэтических сочинений – баллада «Легенда о мёртвом солдате» (1918). В 1933–1948 гг. в эмиграции (Австрия, Швейцария, Франция, США и др.). В 1936–1939 гг. соредактор журнала Das Wort, издававшегося в Москве немецкими эмигрантами. С 1949 г. в ГДР. Драматургия и театральная теория Брехта оказали значительное влияние на театр 20 в.Сценографы Аппиа АдольфА́ппиа А́дольф (1862–1928), швейцарский театральный теоретик, сценограф, музыкант. Один из создателей новаторской концепции сценического пространства. Эскизы Аппиа – фронтально развёрнутые ритмические композиции, предназначенные для динамических пластических решений. Одним из первых Аппиа особое значение стал придавать свету как началу, формирующему сценическое пространство. Основные труды: «Сценическое воплощение вагнеровской драмы» («La Mise en scène du drame wagnérien», 1895), «Музыка и спектакль» («Die Musik und die Inszenierung», 1899), «Сотворение живого искусства» («L’Œuvre d’art vivant», 1921) и др. Эстетика Аппиа, соединявшая в себе основы театра символизма и предвосхищавшая театральный конструктивизм, оказала влияние на художественное мышление крупнейших режиссёров 20 в.: М. Рейнхардта, Э. Пискатора, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова.Режиссёры Мейерхольд Всеволод ЭмильевичМейерхо́льд Все́волод Эми́льевич (1874–1940), российский актёр, режиссёр, театральный деятель, народный артист Республики (1923). Оказал огромное влияние на развитие театра, кино, эстрады, фотографии и др. С начала 1900-х гг. возглавлял различные труппы в Москве и Санкт-Петербурге; постепенно находил собственные сценические приёмы, создавая язык условного театра, противостоящего сценическому натурализму. Воспринимая революцию как возможность активного социального действия, преображения мира искусством, сотворения нового человека как цели культуры, ставил знак равенства между «революцией в искусстве» и социальной революцией, что привело после 1917 г. к союзу с авангардом и «левым» искусством. Разрабатывал новый метод актёрской игры – биомеханику. В постановках склонность к гротеску и метафорическому мышлению, к преображению реальности в формах ёмких обобщений осложняла взаимоотношения с советской драматургией конца 1920-х – начала 1930-х гг. В 1935 г. в Ленинградском Малом оперном театре осуществил постановку оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского, реформировавшую оперную режиссуру и признанную одним из высших достижений мировой оперной сцены.