Тег

Теоретики театра

Теоретики театра
Найденo 8 статей
Историки
Герман Макс
Ге́рман Макс (Max Herrmann) (1865–1942), немецкий историк литературы и теоретик театрального искусства. Считается основателем исследований театра в Германии. Выступал за эмансипацию исследований театра от германистики. Когда в 1923 г., несмотря на сопротивление со стороны учёных в областях более устоявшихся дисциплин, был основан первый в мире Институт исследований театра при Университете Фридриха Вильгельма (ныне Берлинский университет Гумбольдта), Герман был назначен его руководителем.
Театр
Режиссёры
Люнье-По Орельен-Мари
Люнье́-По Орелье́н-Мари́ (1869–1940), французский театральный режиссёр, актёр. Один из крупнейших представителей театрального символизма. Основатель театра «Эвр» («Твор­че­ст­во»; Париж, 1893), программой которого стала разработка символистской сценической эстетики. Сотрудничал с М. Метерлинком, художниками группы «Наби» и др. Постановщик этапного в истории мирового театра спектакля «Король Убю» А. Жарри (1896), который принято считать началом авангардного театра 20 в.
Орельен-Мари Люнье-По
Литераторы
Брехт Бертольт
Брехт Бе́ртольт (1898–1956), немецкий драматург, поэт, теоретик театра, основатель театра «Берлинер ансамбль». Разработал концепцию и приёмы эпического театра: пьесы – «Трёхгрошовая опера» (1928), «Мамаша Кураж и её дети» (1939), «Добрый человек из Сычуани» (1938–1940), «Кавказский меловой круг» (1944–1945) и др. Стоял у истоков немецкой радиопьесы («Полёт Линдберга», 1929). В лирике (баллады, сонеты, песни) обращался к сатире, пародии: сборник «Домашние проповеди Бертольта Брехта» (1926) и др. Среди самых известных поэтических сочинений – баллада «Легенда о мёртвом солдате» (1918). В 1933–1948 гг. в эмиграции (Австрия, Швейцария, Франция, США и др.). В 1936–1939 гг. соредактор журнала Das Wort, издававшегося в Москве немецкими эмигрантами. С 1949 г. в ГДР. Драматургия и театральная теория Брехта оказали значительное влияние на театр 20 в.
Бертольт Брехт. 1937
Сценографы
Аппиа Адольф
А́ппиа А́дольф (1862–1928), швейцарский театральный теоретик, сценограф, музыкант. Один из создателей новаторской концепции сценического пространства. Эскизы Аппиа – фронтально развёрнутые ритмические композиции, предназначенные для динамических пластических решений. Одним из первых Аппиа особое значение стал придавать свету как началу, формирующему сценическое пространство. Основные труды: «Сценическое воплощение вагнеровской драмы» («La Mise en scène du drame wagnérien», 1895), «Музыка и спектакль» («Die Musik und die Inszenierung», 1899), «Сотворение живого искусства» («L’Œuvre d’art vivant», 1921) и др. Эстетика Аппиа, соединявшая в себе основы театра символизма и предвосхищавшая театральный конструктивизм, оказала влияние на художественное мышление крупнейших режиссёров 20 в.: М. Рейнхардта, Э. Пискатора, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова.
Адольф Аппиа. 1882
Режиссёры
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Мейерхо́льд Все́волод Эми́льевич (1874–1940), российский ак­тёр, ре­жис­сёр, те­ат­раль­ный дея­тель, народный артист Рес­пуб­ли­ки (1923). Ока­за­л ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие те­ат­ра, ки­но, эс­т­ра­ды, фо­то­гра­фии и др. С начала 1900-х гг. воз­гла­влял различные труппы в Москве и Санкт-Петербурге; по­сте­пен­но на­хо­дил собственные сце­нические приё­мы, соз­да­вая язык ус­лов­но­го те­ат­ра, про­ти­во­стоя­щего сце­ническому на­ту­ра­лиз­му. Вос­при­ни­мая ре­во­лю­цию как воз­мож­ность ак­тив­но­го со­ци­аль­но­го дей­ст­вия, пре­об­ра­же­ния ми­ра искусством, со­тво­ре­ния но­во­го че­ло­ве­ка как це­ли куль­ту­ры, ста­вил знак ра­вен­ст­ва ме­ж­ду «ре­во­лю­ци­ей в ис­кус­ст­ве» и со­ци­аль­ной ре­во­лю­ци­ей, что при­ве­ло по­сле 1917 г. к сою­зу с аван­гар­дом и «ле­вым» искусством. Раз­ра­ба­ты­вал но­вый ме­тод ак­тёр­ской иг­ры – био­ме­ха­ни­ку. В постановках склон­ность к гро­те­ску и ме­та­фо­рическому мыш­ле­нию, к пре­об­ра­же­нию ре­аль­но­сти в фор­мах ём­ких обоб­ще­ний ос­лож­ня­ла взаи­мо­от­но­ше­ния с советской дра­ма­тур­ги­ей конца 1920-х – начала 1930-х гг. В 1935 г. в Ле­нинградском Ма­лом опер­ном те­ат­ре осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ку опе­ры «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го, ре­фор­ми­ро­вав­шую опер­ную ре­жис­су­ру и при­знан­ную од­ним из выс­ших дос­ти­же­ний ми­ро­вой опер­ной сце­ны.
Всеволод Мейерхольд. 1925