Ибсен Генрик
И́бсен Ге́нрик, Хенрик Юхан Ибсен (Henrik Johan Ibsen) (20.3.1828, Шиен – 23.5.1906, Кристиания, ныне Осло), норвежский драматург, поэт.
После разорения отца-коммерсанта покинул семью (1843), служил помощником аптекаря. Получив аттестат зрелости (1850), стал художественным руководителем первого в Норвегии национального театра в Бергене (1852–1857); возглавлял Норвежский театр в Кристиании (1857–1862).
Дебютировал как поэт в 1849 г. Первое драматическое сочинение – трагедия в стихах «Катилина» («Catilina», 1849, опубликована в 1850, поставлена в 1881) – вдохновлено творчеством Ф. Шиллера, анархическими идеями. В 1850-е гг. Ибсен, воинствующий патриот, сочинял стихи, статьи на политические темы; в 1852 г. посетил Данию, Германию.
Ранние романтические пьесы Ибсена, написанные под влиянием Ф. Геббеля, идеализируют скандинавскую старину, средневековую героику: костюмные исторические драмы «Богатырский курган» («Kæmpehøjen», поставлена в 1850), «Пир в Сульхауге» («Gildet på Solhaug», 1855, поставлена в 1856), «Борьба за престол» («Kongsem», 1863, поставлена в 1864). Водевиль в стихах в духе Э. Скриба «Комедия любви» («Kærlighedens komedie», 1862, поставлена в 1873) – сатира на мещанскую ограниченность. В 1864 г., после разгрома Дании Пруссией, Ибсен, разочаровавшись в движении панскандинавизма и в своём национальном идеале, выехал за границу (Рим, 1864–1868, 1878–1885; Дрезден, 1868–1875; Мюнхен, 1875–1878, 1885–1891); вернулся в Норвегию в 1891 г.
Славу Ибсену принесли философско-поэтические драмы: «Бранд» («Brand», 1865, опубликована в 1866, поставлена в 1885), «Пер Гюнт» («Peer Gynt», 1867, поставлена в 1876, музыка Э. Грига), «Кесарь и Галилеянин» («Kejser og galilæer», 1871–1873, поставлена в 1896). Мистериальная трагедия «Бранд», отразившая влияние С. Кьеркегора и предвосхищающая образ сверхчеловека у Ф. Ницше, рисует романтика-индивидуалиста, который, отрекаясь от «ложных ценностей» (семья, государство, религия), пытается достичь абсолютной цельности личности, обрести «неведомого Бога» в самом человеке. Антитеза Бранда – Пер Гюнт, воплощение компромисса, приспособления; этот полуфольклорный образ, восходящий к скандинавской мифологии, символизирует спящую народную душу; пробудить её призвана жертвенная Сольвейг, олицетворение вечной женственности. В драме «Кесарь и Галилеянин», которую Ибсен считал своей лучшей пьесой, на примере Юлиана Отступника обсуждается возможность синтеза язычества и христианства.
В психологических пьесах Ибсена о современном быте (в основном городского мещанства) заметно влияние натурализма, хотя их герои в той или иной степени привержены романтическим идеалам. Лицемерию буржуазной морали автор противопоставляет героический, но не всегда реализуемый персонажами шанс «жизни не по лжи»; «пуританская» этика критикуется с позиции индивидуализма. Наиболее известны пьесы: «Кукольный дом» («Et dukkehjem», поставлена в 1879; на русской сцене под названием «Нора») – история «новой женщины», стремящейся самореализоваться, минуя искус стать «куклой», и одновременно помочь мужчине выполнить его миссию; «Привидения» («Gengangere», 1881, поставлена в 1882) – драма о запутанных отношениях между отцами и детьми; «Враг народа» («En folkefiende», 1882, поставлена в 1883; на русской сцене под названием «Доктор Штокман») – история одиночки, противостоящего лицемерию большинства; «Дикая утка» («Vildanden», 1884, поставлена в 1885) – о тщетности попыток разоблачить семейную ложь; «Гедда Габлер» («Hedda Habler», 1890, поставлена в 1891) – история сильной женщины, скрашивающей пошлость жизни мечтой о «красивой смерти».
Поздние драмы, сближающие Ибсена с символизмом, тяготеют к притче; в них центральное место занимает мотив неугасимости романтического идеала – «Росмерсхольм» («Rosmersholm», 1886, поставлена в 1887), «Женщина с моря» («Fruen fra havet», 1888, поставлена в 1889), «Строитель Сольнес» («Bygmester Solness», 1892, поставлена в 1893), «Маленький Эйольф» («Lille Eyolf», 1894, поставлена в 1895), «Йун Габриэль Боркман» («John Gabriel Borkman», 1896, поставлена в 1897), «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» («När vi døde vägner», 1899, поставлена в 1900).
Ибсен – реформатор европейского и мирового театра, создатель модели социально-психологической драмы 20 в., «драмы-дискуссии» (Б. Шоу); его творческий опыт (в частности, разработанную им поэтику «подтекста», или «мелкого письма», – насыщения действия ремарками, деталями, жестами, выполняющими роль как косвенной характеристики, так и символа) использовали Г. Гауптман, А. Стриндберг, М. Метерлинк, Б. Шоу, Ю. О’Нил и др.
В России переводы и постановки пьес Ибсена появляются с 1880-х гг. Ибсен оказал сильное влияние на А. П. Чехова, а также на русских символистов (А. А. Блок, Андрей Белый, Д. С. Мережковский и др.).
Сочинения Ибсена неоднократно экранизировались, в том числе В. Шёстрёмом, Мидзогути Кэндзи, Р. В. Фасбиндером, С. Реем.