Д’Аннунцио Габриеле
Д’Анну́нцио Габрие́ле (Gabriele d’Annunzio) (12.3.1863, Пескара – 1.3.1938, Гардоне-Ривьера), итальянский писатель, драматург, политический и военный деятель. Писал на итальянском и французском языках.
В 1881–1883 гг. учился в Римском университете. В 1910–1915 гг. жил в Париже. В Первую мировую войну 1914–1918 гг. служил офицером связи в действующей армии, получил звание подполковника; 12 сентября 1919 г., не признав Версальский мирный договор 1919 г., во главе вооружённого отряда захватил порт Фиуме (ныне Риека, Хорватия), являвшийся предметом спора между Италией и Югославией, и создал Республику Фиуме, став её фактическим диктатором. Склонный трактовать политическое событие как эстетический жест, Д’Аннунцио в 1920-х гг. приветствовал как Октябрьскую революцию 1917 г., так и фашистский режим Б. Муссолини, но к концу жизни испытал разочарование в его политике. С 1921 г. и вплоть до кончины жил на собственной вилле Витториале на берегу озера Гарда.
Печатался с 1879 г. В ранней поэзии Д’Аннунцио сочетаются черты символизма и импрессионизма: сборники стихов «Ранней весной» («Primo vere», 1879), «Новая песнь» («Canto novo», 1882). Музыкальность, метрическая и стилистическая изощрённость, обилие мифологических реминисценций характерны для более значительного поэтического сборника «Альциона» («Alcyone», 1903–1912).
В ранних новеллах, позднее включённых в сборник «Пескарские рассказы» («Le novelle della Pescara», 1902, русский перевод 1919), Д’Аннунцио близок к традиции веризма; последующее творчество развивалось в русле европейского декаданса и эстетизма. Чувственная картина жизни аристократического общества представлена в романной трилогии «Романы Розы» («Romanzi della Rosa»): «Наслаждение» («Il Piacere», 1889, русский перевод 1908; экранизация А. Палерми, 1918), «Невинный» («L’Innocente», 1892, в русском переводе 1898 – «Невинная жертва»; экранизация Л. Висконти, 1976) и «Триумф смерти» («Trionfo della morte», 1894, русcкий перевод 1894), где апология ренессансной культуры, интерпретированной в духе прерафаэлитов, сочетается с влиянием идей Ф. В. Ницше, Р. Вагнера, М. Барреса, О. Шпенглера.
Интерес Д’Аннунцио к творчеству Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского отразился в романе «Невинный», а также в повести «Джованни Эпископо» («Giovanni Episcopo», 1891, в русском переводе 1906 – «Страдальцы любви»), где криминальный сюжет трактован в духе массовой литературы.
Антибуржуазный, аристократический характер творчества Д’Аннунцио особенно выражен в наиболее политизированном из его романов – «Девы скал» («Le vergini delle rocce», 1895, русский перевод 1909).
Роман «Пламя» («Il Fuoco», 1900, в русском переводе 1901 – «Огонь жизни»), насыщенный литературными, живописными и музыкальными реминисценциями и отразивший любовь автора к актрисе Э. Дузе, предвосхитил утвердившуюся затем в литературе 20 в. жанровую модель культурологического романа.
Роман «Может быть, да, может быть, нет» («Forse che si, forse che no», 1910, русский перевод 1911) – редкий образец прозы футуризма.
После 1-й мировой войны писал сочинения мемуарного и экспериментального характера; прославляя войну как «освобождающую и творческую силу» (роман-эссе «Сотни и сотни страниц Тайной книги Габриэле Д’Аннунцио, пытающегося умереть», «Cento e cento e cento e cento pagine del Libro secreto di Gabriele D’Annunzio tentato di morire», 1935), смыкался во взглядах с Ф. Т. Маринетти и его последователями.
Первые драматические опыты Д’Аннунцио относятся к концу 1890-х гг.: трагедия «Мёртвый город» («La cittá morta», 1896, русский перевод 1901), сочетающая символистскую поэтику с традициями классического театра; драма «Сон весеннего утра» («Sogno d’un mattino di primavera», 1897, русский перевод 1901), значительно обновляющая театральную эстетику и почти лишённая сюжета, определённого места и времени действия; историческая трагедия «Франческа да Римини» («Francesca da Rimini», 1902, русский перевод 1903; экранизация Дж. С. Блэктона, 1908; одноимённая опера Р. Дзандонаи поставлена в 1914).
Наиболее значительное из драматических сочинений – «пасторальная трагедия» «Дочь Иорио» («La figlia di Iorio», 1904, русский перевод 1905). Музыку к драме «Мученичество святого Себастьяна» («Le Martyre de Saint Sebastien», 1911) написал К. Дебюсси.
В начале 20 в. творчество Д’Аннунцио пользовалось в России исключительной популярностью; его влияние ощущается в поэзии А. А. Блока, Н. С. Гумилёва, К. Д. Бальмонта, ранней прозе М. Горького.
С 1921 г. член Королевской академии французского языка и литературы Бельгии.