Комедия дель арте
Коме́дия дель а́рте (итал. commedia dellʼarte; комедия масок), жанр итальянского театрального представления, основанный на сценической импровизации с участием устойчивых персонажей (масок).
В названии подчёркнут профессиональный характер деятельности трупп комедии дель арте (итал. arte – профессия, ремесло). Родина комедии дель арте – северо-восток Италии. Первый нотариальный акт, фиксирующий образование актёрской труппы, датируется 1545 г.; первые упоминания о представлениях с участием масок восходят к 1550-м гг. Из нескольких трупп, возникших в последней трети 16 в., общеевропейскую популярность снискали «Джелози» (среди актёров: Ф. Андреини, создатель маски Капитана, и его жена – И. Андреини) и «Конфиденти» (актёр этой труппы, Т. Мартинелли, придал классическую форму маске Арлекина, созданной А. Назелли по прозвищу Дзан Ганасса).
Маска в комедии дель арте – это и элемент сценического костюма (хотя с закрытым лицом выступали только буффонные персонажи), и фиксированное амплуа актёра, с которым он переходил из пьесы в пьесу и из труппы в труппу. Маски отличались между собой костюмом, языком и сюжетной функцией. К числу постоянных относились маски стариков (отец или соперник героя, нередко говорившие на диалектах: венецианский у Панталоне, болонский с использованием латинизмов у Доктора), слуг или дзанни (сюжетная функция – та же, что у раба в паллиате или у слуги в учёной комедии; язык – бергамский диалект; обычно выступали в паре: ловкий, хитрый, ведущий интригу Бригелла или Скапино и тупой, грубый, неотёсанный, но вместе с тем весёлый и простодушный Арлекин или Труффальдино), служанки (маска эволюционировала от женского варианта Арлекина к образу изящной и остроумной субретки), Капитана (восходит к образу хвастливого воина, сюжетная функция – соперник героя; язык – испанский или ломаный итальянский); влюблённых героев. Юг Италии добавил к этому набору маски Ковьелло (вариант Бригеллы), Пульчинеллы (вариант Арлекина, прародитель французского Полишинеля, английского Панча и русского Петрушки), Тартальи (вариант старика), Скарамуччи (вариант Капитана).
Руководитель труппы исполнял функции администратора, режиссёра и драматурга. Актёры располагали т. н. сценарием, где был расписан порядок действия, но отсутствовал текст реплик, которые импровизировались. До нас дошло в рукописях или в публикациях около 700 сценариев; первый сценарий опубликован в 1602 г. («Рабыня», «La schiava» П. Бартоли), первый сборник сценариев – в 1611 г. («Il teatro delle favole rappresentative ovvero la ricreazione comica, boscareccia e tragica» Ф. Скала). В номенклатуре масок отразилась сюжетная схема классической комедии (любовная коллизия, препятствия со стороны стариков-отцов; интрига, которую ведут слуги), но в репертуаре комедии дель арте были и героические, и трагикомические, и пасторальные пьесы.
Комедия дель арте сыграла определяющую роль в формировании профессионального театра в Италии и за её пределами – особенно в Испании, где с 1572 г. обосновался Дзан Ганасса, и во Франции, где театр итальянской комедии работал (с перерывами) в конце 16 – конце 18 вв. На актёрскую технику Мольера, игравшего в парижском театре «Пти-Бурбон» в 1658–1660 гг., большое влияние оказал Т. Фьорилли, создатель маски Скарамуччи (во Франции – Скарамуш). Игравший в Париже с 1662 г. Д. Бьянколелли превратил Арлекина из туповатого увальня в остроумного и циничного шута, а жена, дочь и внучка актёра создали сценический образ невесты Арлекина – Коломбины (1683). Именно во Франции утвердилась маска Пьеро и персонажи комедии дель арте вошли в большую комедиографию (Ш. Дюфрени, Ж.-Ф. Реньяр, П. де Мариво). К. Гольдони боролся с комедией дель арте, но при этом использовал её маски; в творчестве К. Гоцци, его литературного противника, комедия дель арте пережила последний взлёт.
В Германии к опыту комедии дель арте обращались романтики (Л. Тик, Э. Т. А. Гофман); в России (где труппы комедии дель арте гастролировали с 1733) – символисты (А. А. Блок) и наследовавшие традиции Серебряного века театральные режиссёры (Н. Н. Евреинов, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Е. Б. Вахтангов).