Режиссёры

Режиссёры

Рссийские театральные режиссеры

Рссийские театральные режиссеры

Российские кинорежиссеры

Российские кинорежиссеры
Режиссёр Сергей Эйзенштейн. 1946

Эйзенштейн Сергей МихайловичЭйзенштейн Сергей Михайлович

Эйзенште́йн Серге́й Миха́йлович (1898–1948), российский ре­жис­сёр, тео­ре­тик ки­но, заслуженный де­ятель ис­кусств РСФСР (1935). Ученик В. Э. Мейерхольда. Вы­дви­нул тео­рию «монтажа ат­трак­цио­нов», на ос­но­ве которой по­ста­вил аги­тационные дей­ст­ва с эле­мен­та­ми эс­т­ра­ды и цир­ка «Муд­рец» (1923, ва­риа­ция на те­мы А. Н. Ост­ров­ско­го), «Слы­шишь, Мо­ск­ва?» С. М. Треть­я­ко­ва (1923) и экс­пе­риментальный спек­такль «Про­ти­во­га­зы» Треть­я­ко­ва (1924). Ме­ж­ду­народный ре­зо­нанс вы­звал фильм «Бро­не­но­сец "По­тём­кин"» (1925). Наиболее зна­чительный ре­жис­сё­р 1920-х гг., соз­дан­ный им ки­но­язык стал при­ори­тет­ной эк­ран­ной эс­те­ти­кой вре­ме­ни. Фильмы, принёсшие мировую славу режиссёру: «Алек­сандр Нев­ский» (1938; Сталинская премия I степени,1941), «Иван Гроз­ный» (композитор Прокофьев; 1944, первая се­рия; 1945, вторая серия, вышел на экраны в 1958; Сталинская премия I степени, 1946). Твор­че­ст­во Эйзенштейна ока­за­ло зна­чительное влия­ние на раз­ви­тие ми­ро­во­го ки­не­ма­то­гра­фа.
Эльдар Рязанов. 2007

Рязанов Эльдар АлександровичРязанов Эльдар Александрович

Ряза́нов Эльда́р Алекса́ндрович (1927–2015), российский кинорежиссёр, драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), народный артист СССР (1984). Поставил фильмы, многие из которых завоевали всенародную популярность: «Карнавальная ночь» (1956), «Берегись автомобиля» (1966), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975; Государственная премия СССР, 1977), «Служебный роман» (1977; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1979), «Гараж» (1979), «Небеса обетованные» (1991; премии «Ника» в номинациях «Лучшая режиссура», «Лучший игровой фильм» за 1991, вручена в 1992; Гран-при «За лучший фантастический фильм» Международного кинофестиваля в Мадриде, 1992), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006) и др. Лауреат премий: ТЭФИ (1997), «Ника» (в номинации «Честь и достоинство» за 2006, вручена в 2007), «Триумф» (2006).
Вадим Абдрашитов. 2011

Абдрашитов Вадим ЮсуповичАбдрашитов Вадим Юсупович

Абдраши́тов Вади́м Юсу́пович (1945–2023), российский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), народный артист РФ (1992). Постоянный соавтор – сценарист А. А. Миндадзе. Фильмы: «Слово для защиты» (1976), «Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984), «Плюмбум, или Опасная игра» (1986), «Слуга» (1988), «Пьеса для пассажира» (1995), «Время танцора» (1997), «Магнитные бури» (2003) и др. Государственная премия РСФСР (1984). Государственная премия СССР (1991). Премия Президента РФ в области литературы и искусства (2003). Премии «Ника» и «Золотой орёл» (2004). Премия Правительства РФ (2005). Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006). Специальная премия «Ника» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» (2013). Приз «За художественную и гражданскую бескомпромиссность» кинофестиваля «Кинотавр» (2015).
Григорий Козинцев

Козинцев Григорий МихайловичКозинцев Григорий Михайлович

Ко́зинцев Григо́рий Миха́йлович (1905–1973), российский режиссёр, сценарист, педагог, искусствовед, народный артист СССР (1964). В 1921 г. Козинцев и Л. З. Трауберг создали ФЭКС, в 1922 г. с С. И. Юткевичем и театральным режиссёром Г. К. Крыжицким выпустили программный сборник статей «Эксцентризм». Как кинорежиссёр сотрудничал с Траубергом до 1945 г.: трилогия о Максиме («Юность Максима», 1934; «Возвращение Максима», 1937; «Выборгская сторона», 1938; в 1941 вручена Сталинская премия 1-й степени за достижения последних 6–7 лет) и др. Среди других фильмов: «Дон Кихот» (1957, 2-я премия за кинорежиссуру и 3-я премия по разделу художественных фильмов, Всесоюзный кинофестиваль, 1958), «Гамлет» (1964, Специальный приз Венецианского кинофестиваля, 1964; Ленинская премия, 1965), «Король Лир» (1970). Автор литературоведческих и искусствоведческих работ, посвящённых творчеству Шекспира. Награждён орденами Ленина (1935, 1967), Трудового Красного Знамени (1939, 1957).
Валерия Гай Германика. 2014

Германика Валерия Гай АлександровнаГерманика Валерия Гай Александровна

Герма́ника Вале́рия Гай Алекса́ндровна (род. 1984), российский режиссёр, оператор. В 2005 г. училась в независимой школе кино и телевидения «Интерньюс» (мастерская М. А. Разбежкиной). Для экранного стиля Германики характерны нарочито хаотичные движения камеры, «грязный» монтаж, стремление максимально приблизиться к «документальности» выстраиваемого художественного мира и добиться предельной естественности актёрской игры. Режиссёр тяготеет к вскрытию острых социальных язв, к показу человека во всём обнажении его психологических, а подчас и физиологических свойств. Фильмы: «Все умрут, а я останусь» (2008), «Школа» (2010), телесериал «Краткий курс счастливой жизни» (2011), «Да и да» (2014, Серебряный Георгий за лучшую режиссёрскую работу Московского Международного кинофестиваля), «Мысленный волк» (2018) и др.
Андрей Кончаловский с премией «Серебряный лев» за лучшую режиссуру картины «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина». 2014

Кончаловский Андрей СергеевичКончаловский Андрей Сергеевич

Кончало́вский Андре́й Серге́евич (род. 1937), российский режиссёр, сценарист, продюсер, народный артист РСФСР (1980). Лауреат международных кинофестивалей: Венецианского («Мальчик и голубь», 1961, приз за лучший фильм для детей, 1962; «Первый учитель», 1965, приз за лучшую женскую роль Н. У. Аринбасаровой, 1966); Берлинского («История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж», 1967, вышел на экраны в 1988; приз ФИПРЕССИ для внеконкурсного фильма, 1988); Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне («Дядя Ваня», 1970; приз в 1971); Международного кинофестиваля в Карловых Варах («Романс о влюблённых», 1974; главный приз в 1974); Каннского кинофестиваля («Сибириада», 1978, 4 серии; специальный гран-при жюри в 1979). В 1980-е гг. жил и работал за рубежом (преимущественно в Голливуде). В начале 1990-х гг. вернулся в Россию. В 21 в. снял фильмы, удостоенные призов Венецианского кинофестиваля: «Дом дураков» (2002, совместно с Францией, Гран-при, 2002); «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (2014, «Серебряный лев», 2014); «Рай» (2016, «Серебряный лев», 2016; премия «Золотой орёл», 2017 за 2016); «Дорогие товарищи!» (2020, специальный приз жюри, 2020; премии «Золотой орёл» и «Ника», 2021 за 2020) и др. Продюсер, автор и соавтор сценариев большинства своих фильмов, а также фильмов других режиссёров. Ставит оперные и драматические спектакли в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, разных городов Италии и др. Президент Российской академии кинематографических искусств «Ника» (2013). Приз Московского Международного кинофестиваля «За вклад в развитие киноискусства» (1997). Орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (1997). Кавалер ордена Почётного легиона (2009).
Михаил Калатозов. 1940–1950-е гг.

Калатозов Михаил КонстантиновичКалатозов Михаил Константинович

Калато́зов Михаи́л Константи́нович (1903–1973), грузинский и российский кинорежиссёр, народный артист СССР (1969). В 1923–1936 гг. работал на студии Госкинпрома Грузии в Тифлисе (ныне Тбилиси) (киномеханик, лаборант, монтажёр, ассистент оператора, оператор). Внимание к изобразительному решению фильма и стремление к зрелищности определили режиссёрскую стилистику Калатозова. В 1937–1942 гг. – режиссёр на киностудии «Ленфильм». С 1943 г. – на «Мосфильме». В 1943–1948 гг. занимал руководящие должности: уполномоченный Комитета по делам кинематографии при Совете Народных Комиссаров (СНК) СССР в США; начальник Главка по производству художественных фильмов; возглавлял советскую делегацию на 1-м Международном Каннском кинофестивале; заместитель министра кинематографии СССР (разрабатывал программу организационно-экономических реформ киноотрасли). Мировую известность получил благодаря фильму «Летят журавли» (1957; главные призы Каннского кинофестиваля, 1958, и других международных смотров), ставшему одним из символов «оттепели». Среди других фильмов: «Заговор обречённых» (1950, премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950; Сталинская премия за 1950, вручена в 1951); «Вихри враждебные», посвящённый Ф. Э. Дзержинскому (1953, вышел на экраны в 1956); «Верные друзья» (1954, премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1954); «Первый эшелон» (1955); «Неотправленное письмо» (1959); «Я – Куба» (1964); «Красная палатка» (1969).
Леонид Гайдай. 1965

Гайдай Леонид ИовичГайдай Леонид Иович

Гайда́й Леони́д Ио́вич (1923–1993), российский кинорежиссёр, народный артист СССР (1989). Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Один из крупнейших отечественных кинокомедиографов. Работал в жанре сатирической комедии. В эксцентрических миниатюрах – короткометражных комических фильмах «Пёс Барбос и необычный кросс» (в альманахе «Совершенно серьёзно», 1961), «Самогонщики» (1962) впервые появилось уникальное трио героев-масок отечественного кинематографа: Балбес (Ю. В. Никулин), Трус (Г. М. Вицин) и Бывалый (Е. А. Моргунов). Среди фильмов: «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966), «Бриллиантовая рука» (1968), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973; по пьесе М. А. Булгакова «Иван Васильевич»). Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за участие в создании ряда советских кинокомедий последних лет, награждён в 1970 г.
Яков Протазанов. Фотография. 1921

Протазанов Яков АлександровичПротазанов Яков Александрович

Протаза́нов Я́ков Алекса́ндрович (1881–1945), российский режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и Узбекской ССР (1943). Один из зачинателей российского кинематографа. В 1911–1918 гг. поставил около 80 фильмов, в том числе картины «русской золотой серии», отличающиеся высокой режиссёрской и операторской культурой, глубоким психологизмом. В 1920–1923 гг. работал в Париже, Берлине. После возвращения поставил фильмы, вошедшие в фонд отечественной классики: «Аэлита» по А. Н. Толстому (1924), «Белый орёл» с участием В. И. Качалова и В. Э. Мейерхольда (1928), комедии «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах», «Сорок первый» (оба – 1926), «Праздник святого Йоргена» (1930). В картинах Протазанова ярко проявилось мастерство популярных актёров И. И. Мозжухина, В. В. Максимова, И. В. Ильинского, А. П. Кторова, М. М. Блюменталь-Тамариной и др. Выступал как сценарист.
Сергей Урсуляк на XXVI церемонии вручения Национальной кинематографической премии «Ника». 2013

Урсуляк Сергей ВладимировичУрсуляк Сергей Владимирович

Урсуля́к Серге́й Влади́мирович (род. 1958), российский кинорежиссёр. Начинал как театральный актёр. Поставил фильмы и телесериалы: «Русский регтайм» (1993; специальный приз жюри фестиваля «Кинотавр», 1993), «Летние люди» (1995, экранизация пьесы М. Горького «Дачники»; Гран-при фестиваля «Кинотавр», 1996), «Долгое прощание» (2004, премия имени Мирона Черненко Гильдии киноведов и кинокритиков России «за виртуозный перевод прозы Юрия Трифонова на язык кино», 2004), «Ликвидация» (2007; премия «Ника», 2008; премия ФСБ России, 2008), «Жизнь и судьба» (2012; премия «Ника», 2013; премия Правительства РФ в области культуры, 2015), «Ненастье» (2018; премия «Золотой орёл» в номинации «Лучший телесериал», 2019), «Одесский пароход» (2019; премия «Золотой орёл» в номинации «Лучший телефильм или мини-сериал», 2020), «Праведник» (2022) и др. Государственная премия РФ в области литературы и искусства «за вклад в развитие отечественного киноискусства» (2016).

Кинорежиссеры Северной Америки

Кинорежиссеры Северной Америки
Элиа Казан. Ок. 1946

Казан ЭлиаКазан Элиа

Каза́н Эли́а (1909–2003), американский режиссёр. Учился на факультете драмы Йельского университета. Театральный деятель, актёр, режиссёр театров Бродвея, где осуществил постановки пьес Т. Уильямса, А. Миллера и др. Совместно с Л. Страсбергом возглавил в Нью-Йорке Актёрскую студию, воспитавшую плеяду звёзд американского кино 1950-х гг.: М. Брандо, П. Ньюмен и др. Лауреат международных кинофестивалей: «Оскар» («Джентльменское соглашение», 1947, за лучшую режиссуру и лучший игровой фильм, 1947; «В порту»,1954, за лучшую режиссуру, 1954), Венецианского кинофестиваля («Паника на улицах», 1950, «Золотой лев», 1950; «Трамвай "Желание"», 1951, специальный приз жюри, 1951; «В порту», 1954, Premio Leone di San Marco, 1954), Каннского кинофестиваля («К востоку от рая», 1955, за лучший драматический фильм, 1955); Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне («Америка, Америка», 1963; «Золотая раковина», 1964). Почётный «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля (1996). Почётная премия «Оскар» (1998).

Кино Европы

Кино Европы

Оперные режиссёры

Оперные режиссёры

Бертман Дмитрий Александрович

Бертман Дмитрий Александрович
Бе́ртман Дми́трий Алекса́ндрович (род. 1967), российский оперный режиссёр, народный артист РФ (2005). Основатель и художественный руководитель московского театра «Геликон-опера». В 1994–2015 гг. преподавал в Оперной студии Берна (Швейцария). С 1996 г. художественный руководитель мастерской, с 2003 г. заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актёра музыкального театра в ГИТИСе (с 2008 профессор). Премия «Золотая маска» в номинации «лучшая работа режиссёра» («Кармен» Ж. Бизе, 1998; «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, 1999; «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича, 2001).
Дмитрий Бертман. 2020.

Брук Питер

Брук Питер
Брук Пи́тер (1925–2022), английский режиссёр. В 1948–1950 гг. главный режиссёр театра «Ковент-Гарден», где поставил оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1948), «Саломея» Р. Штрауса и др. В 1971 г. начал работу в основанном им Международном центре театральных исследований в Париже, где исследовал природу и воздействие театра на общество. Поставил фильмы «Опера нищих» (1953), «Модерато кантабиле» (1960), «Повелитель мух» (1963) и др. Постановка «Марат/Сад» из Королевского шекспировского театра была перенесена на Бродвей, в 1966 г. удостоена премии «Тони», а Брук был назван лучшим режиссёром. Обращался к мифологии, фольклору и литературе Востока, поставил спектакль по пьесе Ж.-К. Каррьера «Махабхарата» по мотивам индийской поэмы (1985, совместно с Каррьером и М.-Э. Эстьен, премия «Эмми»). В 1974–2010 гг. художественный руководитель театра «Буфф дю Нор». Постановки 2010-х гг.: «Заключённый» (2018, National Theater, Лондон), «Почему?» (2019, Шекспировский центр Полонского, Нью-Йорк). Автор книг о театре. Командор ордена Почётного легиона (2013).
Питер Брук

Висконти Лукино

Висконти Лукино
Виско́нти Луки́но (1906–1976), итальянский режиссёр, сценограф, сценарист. Потомок старинного аристократического рода герцогов Сфорца – Висконти. Сторонник Итальянской коммунистической партии. В годы оккупации Италии участвовал в Движении Сопротивления. В кино начинал как ассистент Ж. Ренуара (с 1936). Ранние работы («Одержимость», 1942; «Земля дрожит», 1948; «Рокко и его братья», 1960) позволяют рассматривать режиссёра как одного из представителей неореализма. Фильмы зрелого Висконти («Леопард», 1962, главный приз Каннского кинофестиваля; «Гибель богов», 1969; «Смерть в Венеции», 1971; «Людвиг», 1972) образуют неформальный цикл, где на материале разных эпох и стран мучительные раздумья автора претворены в величественные по образному решению произведения, признанные эталоном «большого стиля». Висконти воспитал плеяду выдающихся актёров европейского театра и кино: М. Мастроянни, А. Делон, Р. Шнайдер, А. Жирардо, Д. Богард, Х. Бергер. С 1937 г. работал в театре, известен как оперный режиссёр и реформатор национального театра. Лауреат Каннского кинофестиваля (1962, 1971), лауреат Венецианского кинофестиваля (1948, 1960).
Лукино Висконти. 1972