Режиссёры
РежиссёрыРссийские театральные режиссеры
Рссийские театральные режиссерыРоссийские кинорежиссеры
Российские кинорежиссерыКинорежиссеры Северной Америки
Кинорежиссеры Северной АмерикиКино Европы
Кино ЕвропыОперные режиссёры
Оперные режиссёрыБертман Дмитрий Александрович
Бертман Дмитрий АлександровичБе́ртман Дми́трий Алекса́ндрович (род. 1967), российский оперный режиссёр, народный артист РФ (2005). Основатель и художественный руководитель московского театра «Геликон-опера». В 1994–2015 гг. преподавал в Оперной студии Берна (Швейцария). С 1996 г. художественный руководитель мастерской, с 2003 г. заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актёра музыкального театра в ГИТИСе (с 2008 профессор). Премия «Золотая маска» в номинации «лучшая работа режиссёра» («Кармен» Ж. Бизе, 1998; «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, 1999; «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича, 2001).
Брук Питер
Брук ПитерБрук Пи́тер (1925–2022), английский режиссёр. В 1948–1950 гг. главный режиссёр театра «Ковент-Гарден», где поставил оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1948), «Саломея» Р. Штрауса и др. В 1971 г. начал работу в основанном им Международном центре театральных исследований в Париже, где исследовал природу и воздействие театра на общество. Поставил фильмы «Опера нищих» (1953), «Модерато кантабиле» (1960), «Повелитель мух» (1963) и др. Постановка «Марат/Сад» из Королевского шекспировского театра была перенесена на Бродвей, в 1966 г. удостоена премии «Тони», а Брук был назван лучшим режиссёром. Обращался к мифологии, фольклору и литературе Востока, поставил спектакль по пьесе Ж.-К. Каррьера «Махабхарата» по мотивам индийской поэмы (1985, совместно с Каррьером и М.-Э. Эстьен, премия «Эмми»). В 1974–2010 гг. художественный руководитель театра «Буфф дю Нор». Постановки 2010-х гг.: «Заключённый» (2018, National Theater, Лондон), «Почему?» (2019, Шекспировский центр Полонского, Нью-Йорк). Автор книг о театре. Командор ордена Почётного легиона (2013).
Висконти Лукино
Висконти ЛукиноВиско́нти Луки́но (1906–1976), итальянский режиссёр, сценограф, сценарист. Потомок старинного аристократического рода герцогов Сфорца – Висконти. Сторонник Итальянской коммунистической партии. В годы оккупации Италии участвовал в Движении Сопротивления. В кино начинал как ассистент Ж. Ренуара (с 1936). Ранние работы («Одержимость», 1942; «Земля дрожит», 1948; «Рокко и его братья», 1960) позволяют рассматривать режиссёра как одного из представителей неореализма. Фильмы зрелого Висконти («Леопард», 1963, главный приз Каннского кинофестиваля; «Гибель богов», 1969; «Смерть в Венеции», 1971; «Людвиг», 1972) образуют неформальный цикл, где на материале разных эпох и стран мучительные раздумья автора претворены в величественные по образному решению произведения, признанные эталоном «большого стиля». Висконти воспитал плеяду выдающихся актёров европейского театра и кино: М. Мастроянни, А. Делон, Р. Шнайдер, А. Жирардо, Д. Богард, Х. Бергер. С 1937 г. работал в театре, известен как оперный режиссёр и реформатор национального театра. Лауреат Каннского кинофестиваля (1963, 1971), лауреат Венецианского кинофестиваля (1948, 1960).