Режиссёры

Режиссёры

Рссийские театральные режиссеры

Рссийские театральные режиссеры

Российские кинорежиссеры

Российские кинорежиссеры
Режиссёр Сергей Эйзенштейн. 1946

Эйзенштейн Сергей МихайловичЭйзенштейн Сергей Михайлович

Эйзенште́йн Серге́й Миха́йлович (1898–1948), российский ре­жис­сёр, тео­ре­тик ки­но, заслуженный де­ятель ис­кусств РСФСР (1935). Ученик В. Э. Мейерхольда. Вы­дви­нул тео­рию «монтажа ат­трак­цио­нов», на ос­но­ве которой по­ста­вил аги­тационные дей­ст­ва с эле­мен­та­ми эс­т­ра­ды и цир­ка «Муд­рец» (1923, ва­риа­ция на те­мы А. Н. Ост­ров­ско­го), «Слы­шишь, Мо­ск­ва?» С. М. Треть­я­ко­ва (1923) и экс­пе­риментальный спек­такль «Про­ти­во­га­зы» Треть­я­ко­ва (1924). Ме­ж­ду­народный ре­зо­нанс вы­звал фильм «Бро­не­но­сец "По­тём­кин"» (1925). Наиболее зна­чительный ре­жис­сё­р 1920-х гг., соз­дан­ный им ки­но­язык стал при­ори­тет­ной эк­ран­ной эс­те­ти­кой вре­ме­ни. Фильмы, принёсшие мировую славу режиссёру: «Алек­сандр Нев­ский» (1938; Сталинская премия I степени,1941), «Иван Гроз­ный» (композитор Прокофьев; 1944, первая се­рия; 1945, вторая серия, вышел на экраны в 1958; Сталинская премия I степени, 1946). Твор­че­ст­во Эйзенштейна ока­за­ло зна­чительное влия­ние на раз­ви­тие ми­ро­во­го ки­не­ма­то­гра­фа.
Эльдар Рязанов. 2007

Рязанов Эльдар АлександровичРязанов Эльдар Александрович

Ряза́нов Эльда́р Алекса́ндрович (1927–2015), российский кинорежиссёр, драматург, заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), народный артист СССР (1984). Поставил фильмы, многие из которых завоевали всенародную популярность: «Карнавальная ночь» (1956), «Берегись автомобиля» (1966), «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975; Государственная премия СССР, 1977), «Служебный роман» (1977; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1979), «Гараж» (1979), «Небеса обетованные» (1991; премии «Ника» в номинациях «Лучшая режиссура», «Лучший игровой фильм» за 1991, вручена в 1992; Гран-при «За лучший фантастический фильм» Международного кинофестиваля в Мадриде, 1992), «Андерсен. Жизнь без любви» (2006) и др. Лауреат премий: ТЭФИ (1997), «Ника» (в номинации «Честь и достоинство» за 2006, вручена в 2007), «Триумф» (2006).
Вадим Абдрашитов. 2011

Абдрашитов Вадим ЮсуповичАбдрашитов Вадим Юсупович

Абдраши́тов Вади́м Юсу́пович (1945–2023), российский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), народный артист РФ (1992). Постоянный соавтор – сценарист А. А. Миндадзе. Фильмы: «Слово для защиты» (1976), «Охота на лис» (1980), «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984), «Плюмбум, или Опасная игра» (1986), «Слуга» (1988), «Пьеса для пассажира» (1995), «Время танцора» (1997), «Магнитные бури» (2003) и др. Государственная премия РСФСР (1984). Государственная премия СССР (1991). Премия Президента РФ в области литературы и искусства (2003). Премии «Ника» и «Золотой орёл» (2004). Премия Правительства РФ (2005). Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006). Специальная премия «Ника» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» (2013). Приз «За художественную и гражданскую бескомпромиссность» кинофестиваля «Кинотавр» (2015).

Кинорежиссеры Северной Америки

Кинорежиссеры Северной Америки
Элиа Казан. Ок. 1946

Казан ЭлиаКазан Элиа

Каза́н Эли́а (1909–2003), американский режиссёр. Учился на факультете драмы Йельского университета. Театральный деятель, актёр, режиссёр театров Бродвея, где осуществил постановки пьес Т. Уильямса, А. Миллера и др. Совместно с Л. Страсбергом возглавил в Нью-Йорке Актёрскую студию, воспитавшую плеяду звёзд американского кино 1950-х гг.: М. Брандо, П. Ньюмен и др. Лауреат международных кинофестивалей: «Оскар» («Джентльменское соглашение», 1947, за лучшую режиссуру и лучший игровой фильм, 1947; «В порту»,1954, за лучшую режиссуру, 1954), Венецианского кинофестиваля («Паника на улицах», 1950, «Золотой лев», 1950; «Трамвай "Желание"», 1951, специальный приз жюри, 1951; «В порту», 1954, Premio Leone di San Marco, 1954), Каннского кинофестиваля («К востоку от рая», 1955, за лучший драматический фильм, 1955); Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне («Америка, Америка», 1963; «Золотая раковина», 1964). Почётный «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля (1996). Почётная премия «Оскар» (1998).

Кино Европы

Кино Европы

Оперные режиссёры

Оперные режиссёры

Бертман Дмитрий Александрович

Бертман Дмитрий Александрович
Бе́ртман Дми́трий Алекса́ндрович (род. 1967), российский оперный режиссёр, народный артист РФ (2005). Основатель и художественный руководитель московского театра «Геликон-опера». В 1994–2015 гг. преподавал в Оперной студии Берна (Швейцария). С 1996 г. художественный руководитель мастерской, с 2003 г. заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актёра музыкального театра в ГИТИСе (с 2008 профессор). Премия «Золотая маска» в номинации «лучшая работа режиссёра» («Кармен» Ж. Бизе, 1998; «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, 1999; «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича, 2001).
Дмитрий Бертман. 2020.

Брук Питер

Брук Питер
Брук Пи́тер (1925–2022), английский режиссёр. В 1948–1950 гг. главный режиссёр театра «Ковент-Гарден», где поставил оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1948), «Саломея» Р. Штрауса и др. В 1971 г. начал работу в основанном им Международном центре театральных исследований в Париже, где исследовал природу и воздействие театра на общество. Поставил фильмы «Опера нищих» (1953), «Модерато кантабиле» (1960), «Повелитель мух» (1963) и др. Постановка «Марат/Сад» из Королевского шекспировского театра была перенесена на Бродвей, в 1966 г. удостоена премии «Тони», а Брук был назван лучшим режиссёром. Обращался к мифологии, фольклору и литературе Востока, поставил спектакль по пьесе Ж.-К. Каррьера «Махабхарата» по мотивам индийской поэмы (1985, совместно с Каррьером и М.-Э. Эстьен, премия «Эмми»). В 1974–2010 гг. художественный руководитель театра «Буфф дю Нор». Постановки 2010-х гг.: «Заключённый» (2018, National Theater, Лондон), «Почему?» (2019, Шекспировский центр Полонского, Нью-Йорк). Автор книг о театре. Командор ордена Почётного легиона (2013).
Питер Брук

Висконти Лукино

Висконти Лукино
Виско́нти Луки́но (1906–1976), итальянский режиссёр, сценограф, сценарист. Потомок старинного аристократического рода герцогов Сфорца – Висконти. Сторонник Итальянской коммунистической партии. В годы оккупации Италии участвовал в Движении Сопротивления. В кино начинал как ассистент Ж. Ренуара (с 1936). Ранние работы («Одержимость», 1942; «Земля дрожит», 1948; «Рокко и его братья», 1960) позволяют рассматривать режиссёра как одного из представителей неореализма. Фильмы зрелого Висконти («Леопард», 1963, главный приз Каннского кинофестиваля; «Гибель богов», 1969; «Смерть в Венеции», 1971; «Людвиг», 1972) образуют неформальный цикл, где на материале разных эпох и стран мучительные раздумья автора претворены в величественные по образному решению произведения, признанные эталоном «большого стиля». Висконти воспитал плеяду выдающихся актёров европейского театра и кино: М. Мастроянни, А. Делон, Р. Шнайдер, А. Жирардо, Д. Богард, Х. Бергер. С 1937 г. работал в театре, известен как оперный режиссёр и реформатор национального театра. Лауреат Каннского кинофестиваля (1963, 1971), лауреат Венецианского кинофестиваля (1948, 1960).
Лукино Висконти. 1972