Юткевич Сергей Иосифович
Ютке́вич Серге́й Ио́сифович [15(28).12.1904, Санкт-Петербург – 23.4.1985, Москва, похоронен на Новодевичьем кладбище], российский режиссёр, киновед, народный артист СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1974).
В 1917–1920 гг. в театрах Киева и Севастополя. В 1921–1922 гг. учился в Москве на театрально-художественном факультете Вхутемаса. По окончании в 1923 г. Государственных высших режиссёрских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда – режиссёр и художник агитационно-театральной группы «Синяя блуза». В 1922 г. совместно с Г. М. Козинцевым, Л. З. Траубергом и Г. К. Крыжицким создал манифест «Эксцентризм» (теоретическая платформа ФЭКС). Дебютировал в кино лентами «Шпундик-кооператор» (сценарист, совместно с В. Е. Ардовым), «Даёшь радио!» (режиссёр, совместно с С. Грюнбергом; обе 1925), «Третья Мещанская» (художник, 1927). В экспрессивно-плакатном стиле поставил фильм «Кружева» (1928). Сочетанием повествовательного сюжета и яркой заострённой формы характеризуются ленты «Златые горы» (1931) и «Встречный» (1932, совместно с Ф. М. Эрмлером). В стиле социалистического реализма поставил фильмы «Шахтёры» (1937), «Человек с ружьём» (1938), «Яков Свердлов» (1940, Сталинская премия 2-й степени, вручена в 1941), «Пржевальский» (1951), «Рассказы о Ленине» (1957) и др.; в эксцентрически-гротесковом ключе – комедийно-агитационные картины «Швейк готовится к бою» (1942) и «Новые похождения Швейка» (1943). Применил технику коллажа, сочетая музыкально-театральные номера с авантюрно-приключенческим сюжетом, в фильме «Здравствуй, Москва!» (1945). В пышно-повествовательном стиле выпустил историко-биографический фильм «Великий воин Албании Скандербег» (1953, приз Каннского кинофестиваля, 1954) и экранизацию пьесы «Отелло» У. Шекспира (1955, приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру, 1956). В 1962 г. поставил экспериментальный анимационный коллаж «Баня» (совместно с А. Г. Карановичем), совмещающий стилистику рисунка 1920-х гг. с современными художественными формами. Большой международный успех принёс фильм «Ленин в Польше» (1965, совместно с Польской Народной Республикой; приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру, 1966; Государственная премия СССР, вручена в 1967). В 1969 г. поставил психологическую мелодраму о взаимоотношениях А. П. Чехова и Л. С. Мизиновой «Сюжет для небольшого рассказа». Широкий резонанс получил фильм-коллаж «Маяковский смеётся» (1976, с А. Г. Карановичем), в стиле «зонг»-мюзикла совместивший документалистику, анимацию и игровое кино. Смелым экспериментом стал фильм «Ленин в Париже» (1981, Государственная премия СССР, вручена в 1983), сочетающий различные киностили и жанры.
В 1938–1944 гг. художественный руководитель студии «Союздетфильм», в 1939–1946 гг. главный режиссёр Ансамбля песни и пляски НКВД, в 1960–1965 гг. главный режиссёр Студенческого театра Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Поставил около 30 спектаклей в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Автор и соавтор сценариев своих фильмов.
С 1929 г. преподавал во ВГИКе (профессор с 1940).
Сталинская премия 1-й степени (вручена в 1947).
Юбилейная премия Венецианского кинофестиваля за вклад в киноискусство (1982).
Награждён орденами Ленина (1964, 1967, 1974).