Вишневский Всеволод Витальевич
Вишне́вский Все́волод Вита́льевич [8(21).12.1900, Санкт-Петербург – 28.2.1951, Москва], русский драматург, прозаик, журналист.
Из дворянской семьи. Драматические события юности Вишневского (побег на фронт во время Первой мировой войны 1914–1918 гг., участие в Гражданской войне 1917–1922 гг. в качестве пулемётчика Балтийского флота, командира сторожевых катеров Черноморского флота, пулемётчика Первой конной армии, политработника) воссозданы в беллетризованной автобиографии «Мои воспоминания» (опубликована в 1954). В 1920-х гг. преподавал в Военно-морской академии (ныне – имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова). В литературной борьбе 1920–1930-х гг. выступал на стороне Российской ассоциации пролетарских писателей. Наряду с Н. Ф. Погодиным участвовал в полемике между театральными «новаторами» и «консерваторами» (А. Н. Афиногенов, В. М. Киршон). Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. военный корреспондент газеты «Правда»; печатал в периодике военные рассказы и очерки. В 1934–1949 гг. главный редактор журнала «Знамя».
В драматургии Вишневского эпическая широта и хроникальность сочетаются с героико-революционным романтическим пафосом; её отличает использование художественного монтажа, музыки и пантомимы. Первый драматургический опыт – «Суд над кронштадтскими мятежниками» (1921), инсценировка событий Кронштадтского восстания 1921 г. (разыграна матросами в 1921 в Новороссийске; текст не сохранился). На рубеже 1920–1930-х гг. созданы наиболее известные пьесы Вишневского: драматическая хроника «Первая Конная» (1929, опубликована в 1930; в том же году поставлена в Драматическом театре Государственного народного дома в Ленинграде, режиссёр А. Д. Дикий; экранизирована в 1941, фильм не вышел на экраны), драма «Последний решительный» (1930; поставлена в 1931 в Государственном театре имени Вс. Мейерхольда, режиссёр В. Э. Мейерхольд), «Оптимистическая трагедия» (1932; поставлена в 1933 в Киевском театре русской драмы, режиссёр В. А. Нелли-Влад; переработанный вариант поставлен в 1933 в Государственном академическом камерном театре, режиссёр А. Я. Таиров; экранизирована в 1963, режиссёр С. И. Самсонов; одноимённая опера А. Н. Холминова, впервые поставлена в 1965), публицистическая трагедия «Германия» (1933; в том же году поставлена под названием «На Западе бой» в московском Театре Революции, режиссёр И. Ю. Шлепянов).
Для поздних пьес характерны фабульность, обилие идеологических клише: «У стен Ленинграда» (1943; поставлена в 1944 в Камерном театре, режиссёр Таиров), «Незабываемый 1919-й» (1949; Сталинская премия 1-й степени, 1949; поставлена в 1951 в Ярославском театре имени Ф. Г. Волкова, режиссёр П. П. Васильев; в том же году экранизирована, режиссёр М. Э. Чиаурели) и др.
Среди других сочинений: книги прозы «За власть Советов» (1924), «Между смертями» (1925); литературные портреты «Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин» (1938), «Эйзенштейн» (1939); «роман-фильм» «Мы, русский народ» (1938); киносценарий «Мы из Кронштадта» (1933; фильм 1936, режиссёр Е. Л. Дзиган); документально-художественная эпопея «Война» (не окончена); переводы драм Ф. Вольфа.
Награждён тремя орденами Красного Знамени (1930, 1944, 1945), двумя орденами Ленина (1936, 1945), орденами Красной Звезды (1942) и Трудового Красного Знамени (1951).