#Театральные деятели России
Театральные деятели России
Тег

Театральные деятели России

Театральные деятели России
Найденo 6 статей
Олег Ефремов. 1983
РежиссёрыРежиссёры
Ефремов Олег Николаевич
Ефре́мов Оле́г Никола́евич (1927–2000), российский театральный деятель, режиссёр, актёр театра и кино, создатель Московского театра «Современник», народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1987). В 1956–1970 гг. художественный руководитель театра «Современник». С 1970 г. руководитель Московского Художественного академического театра СССР. С 1987 г. руководитель Московского Художественного академического театра имени А. П. Чехова. Один из крупнейших советских и российских театральных деятелей. Много снимался в кино, в том числе в картине «Три тополя на Плющихе» (1967). С 1949 г. преподаватель Школы-студии МХАТ, с 1976 г. профессор и заведующий кафедрой мастерства актёра. Один из создателей и первый секретарь правления Союза театральных деятелей СССР (1986). Государственная премия СССР (1969, 1974, 1983). Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (1998, 2003). Награждён орденом Ленина (1987), орденом Дружбы народов (1993), орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1997).
Театральные деятели
Сулержицкий Леопольд Антонович
Сулержи́цкий Леопо́льд Анто́нович (1872–1916), российский общественный и театральный деятель, режиссёр. Благодаря тесной дружбе с А. П. Чеховым и М. Горьким сблизился с МХТ и с середины 1900-х гг. стал режиссёром, помощником К. С. Станиславского. Ставил спектакли вместе со Станиславским, И. М. Москвиным, Е. Б. Вахтанговым. Инициатор создания в 1912 г. 1-й Студии МХТ, где раскрылся его организаторский и педагогический талант.
Леопольд Сулержицкий. 1910-е гг.
Музыканты
Нувель Вальтер Фёдорович
Нуве́ль Ва́льтер Фёдорович (1871–1949), российский музыкальный и театральный деятель. Родился в Санкт-Петербурге. Сын купца 1-й гильдии, выходца из Франции, потомственного почётного гражданина. В 1890 г. окончил гимназию К. Мая, где его одноклассниками были А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Д. В. Философов. По окончании в 1894 г. юридического факультета Санкт-Петербургского университета служил чиновником особых поручений канцелярии Министерства Императорского двора. Один из основателей и вдохновителей объединения «Мир искусства», член редакции журнала «Мир искусства», в котором вёл музыкальный отдел. Организатор (вместе с А. П. Нуроком) Вечеров современной музыки. Друг С. П. Дягилева, его деятельный помощник в организации Русских сезонов. После Октябрьской революции 1917 г. эмигрировал. «Впоследствии Нувель был правой рукой Дягилева в Париже по организации русского балета и русских концертов. Умный и спокойный, он был до самой смерти Дягилева по линии музыкальной тем для него, чем был Философов по линии литературной» (Грабарь И. Э. Моя жизнь. Москва; Ленинград, 1937. С. 158). Собранные им материалы о Дягилеве вошли в книгу А. Хаскелла «Diaghileff. His Artistic and Private Life» (London, 1935). Ему принадлежит литературное оформление «Хроники моей жизни» И. Ф. Стравинского (Chroniques de ma vie. Paris, 1935). Умер в Париже, похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Музыка
Режиссёры
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Мейерхо́льд Все́волод Эми́льевич (1874–1940), российский ак­тёр, ре­жис­сёр, те­ат­раль­ный дея­тель, народный артист Рес­пуб­ли­ки (1923). Ока­за­л ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие те­ат­ра, ки­но, эс­т­ра­ды, фо­то­гра­фии и др. С начала 1900-х гг. воз­гла­влял различные труппы в Москве и Санкт-Петербурге; по­сте­пен­но на­хо­дил собственные сце­нические приё­мы, соз­да­вая язык ус­лов­но­го те­ат­ра, про­ти­во­стоя­щего сце­ническому на­ту­ра­лиз­му. Вос­при­ни­мая ре­во­лю­цию как воз­мож­ность ак­тив­но­го со­ци­аль­но­го дей­ст­вия, пре­об­ра­же­ния ми­ра искусством, со­тво­ре­ния но­во­го че­ло­ве­ка как це­ли куль­ту­ры, ста­вил знак ра­вен­ст­ва ме­ж­ду «ре­во­лю­ци­ей в ис­кус­ст­ве» и со­ци­аль­ной ре­во­лю­ци­ей, что при­ве­ло по­сле 1917 г. к сою­зу с аван­гар­дом и «ле­вым» искусством. Раз­ра­ба­ты­вал но­вый ме­тод ак­тёр­ской иг­ры – био­ме­ха­ни­ку. В постановках склон­ность к гро­те­ску и ме­та­фо­рическому мыш­ле­нию, к пре­об­ра­же­нию ре­аль­но­сти в фор­мах ём­ких обоб­ще­ний ос­лож­ня­ла взаи­мо­от­но­ше­ния с советской дра­ма­тур­ги­ей конца 1920-х – начала 1930-х гг. В 1935 г. в Ле­нинградском Ма­лом опер­ном те­ат­ре осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ку опе­ры «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го, ре­фор­ми­ро­вав­шую опер­ную ре­жис­су­ру и при­знан­ную од­ним из выс­ших дос­ти­же­ний ми­ро­вой опер­ной сце­ны.
Всеволод Мейерхольд. 1925
Режиссёры
Таиров Александр Яковлевич
Таи́ров Алекса́ндр Я́ковлевич (1885–1950), российский ре­жис­сёр, народный артист РСФСР (1935). В 1914 г. вме­сте с А. Г. Ко­онен и груп­пой мо­ло­дых ак­тё­ров соз­дал в Мо­ск­ве Камерный театр. В постановках ув­лёкся «ал­геб­рой стра­сти», в ко­то­рой эмо­цио­наль­ность очи­ща­лась от пси­хо­ло­гической кон­крет­но­сти и на­де­ля­лась при­зна­ка­ми все­общ­ности. Ут­вер­ждал идею «син­те­ти­че­ско­го» мас­тер­ст­ва, по­зво­ляю­ще­го ак­тё­рам ра­зыг­ры­вать как тра­ге­дию, так и опе­рет­ту, рав­но вла­деть приё­ма­ми музыкального и пан­то­ми­мического искусства. В 1930–1940-е гг., ко­гда труд­нее ста­но­ви­лось впи­сы­вать­ся в идео­ло­гический рег­ла­мент, жиз­не­спо­соб­ность сво­их идей до­ка­зал в ос­мыс­ле­нии клас­си­ки. В об­ста­нов­ке «борь­бы с кос­мо­по­ли­тиз­мом» в 1949 г. ос­во­бо­ж­дён от обя­зан­но­стей ху­дожественного ру­ко­во­ди­те­ля Ка­мер­но­го те­ат­ра (за­крыт в августе 1950).
Театр
Режиссёры
Немирович-Данченко Владимир Иванович
Немиро́вич-Да́нченко Влади́мир Ива́нович (1858–1943), российский театральный деятель, режиссёр, писатель, педагог, народный артист СССР (1936). С 1879 г. в журналистике. Как драматург дебютировал в 1882 г. пьесой «Шиповник». В 1898 г. вместе с К. С. Станиславским основал Московский Художественный театр (директор и режиссёр театра до конца жизни). Как заведующий репертуаром определял идейно-репертуарную линию театра. После 1917 г. разрабатывал проект реорганизации Большого театра. В 1919 г. основал в Москве Музыкальную студию (с 1926 Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко; в 1941 объединился с Оперным театром имени К. С. Станиславского, образовав Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Немировичу-Данченко было свойственно безошибочное понимание авторского стиля, блестящее умение работать с актёрами. В 1943 г. по его инициативе создана Школа-студия МХАТ, с того же года носящая его имя.
Владимир Немирович-Данченко. 1897