#Театральные деятели РоссииТеатральные деятели РоссииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегТеатральные деятели РоссииТеатральные деятели РоссииНайденo 6 статейРежиссёрыРежиссёры Ефремов Олег НиколаевичЕфре́мов Оле́г Никола́евич (1927–2000), российский театральный деятель, режиссёр, актёр театра и кино, создатель Московского театра «Современник», народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1987). В 1956–1970 гг. художественный руководитель театра «Современник». С 1970 г. руководитель Московского Художественного академического театра СССР. С 1987 г. руководитель Московского Художественного академического театра имени А. П. Чехова. Один из крупнейших советских и российских театральных деятелей. Много снимался в кино, в том числе в картине «Три тополя на Плющихе» (1967). С 1949 г. преподаватель Школы-студии МХАТ, с 1976 г. профессор и заведующий кафедрой мастерства актёра. Один из создателей и первый секретарь правления Союза театральных деятелей СССР (1986). Государственная премия СССР (1969, 1974, 1983). Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (1998, 2003). Награждён орденом Ленина (1987), орденом Дружбы народов (1993), орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1997).Театральные деятели Сулержицкий Леопольд АнтоновичСулержи́цкий Леопо́льд Анто́нович (1872–1916), российский общественный и театральный деятель, режиссёр. Благодаря тесной дружбе с А. П. Чеховым и М. Горьким сблизился с МХТ и с середины 1900-х гг. стал режиссёром, помощником К. С. Станиславского. Ставил спектакли вместе со Станиславским, И. М. Москвиным, Е. Б. Вахтанговым. Инициатор создания в 1912 г. 1-й Студии МХТ, где раскрылся его организаторский и педагогический талант.Музыканты Нувель Вальтер ФёдоровичНуве́ль Ва́льтер Фёдорович (1871–1949), российский музыкальный и театральный деятель. Родился в Санкт-Петербурге. Сын купца 1-й гильдии, выходца из Франции, потомственного почётного гражданина. В 1890 г. окончил гимназию К. Мая, где его одноклассниками были А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Д. В. Философов. По окончании в 1894 г. юридического факультета Санкт-Петербургского университета служил чиновником особых поручений канцелярии Министерства Императорского двора. Один из основателей и вдохновителей объединения «Мир искусства», член редакции журнала «Мир искусства», в котором вёл музыкальный отдел. Организатор (вместе с А. П. Нуроком) Вечеров современной музыки. Друг С. П. Дягилева, его деятельный помощник в организации Русских сезонов. После Октябрьской революции 1917 г. эмигрировал. «Впоследствии Нувель был правой рукой Дягилева в Париже по организации русского балета и русских концертов. Умный и спокойный, он был до самой смерти Дягилева по линии музыкальной тем для него, чем был Философов по линии литературной» (Грабарь И. Э. Моя жизнь. Москва; Ленинград, 1937. С. 158). Собранные им материалы о Дягилеве вошли в книгу А. Хаскелла «Diaghileff. His Artistic and Private Life» (London, 1935). Ему принадлежит литературное оформление «Хроники моей жизни» И. Ф. Стравинского (Chroniques de ma vie. Paris, 1935). Умер в Париже, похоронен на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.Режиссёры Мейерхольд Всеволод ЭмильевичМейерхо́льд Все́волод Эми́льевич (1874–1940), российский актёр, режиссёр, театральный деятель, народный артист Республики (1923). Оказал огромное влияние на развитие театра, кино, эстрады, фотографии и др. С начала 1900-х гг. возглавлял различные труппы в Москве и Санкт-Петербурге; постепенно находил собственные сценические приёмы, создавая язык условного театра, противостоящего сценическому натурализму. Воспринимая революцию как возможность активного социального действия, преображения мира искусством, сотворения нового человека как цели культуры, ставил знак равенства между «революцией в искусстве» и социальной революцией, что привело после 1917 г. к союзу с авангардом и «левым» искусством. Разрабатывал новый метод актёрской игры – биомеханику. В постановках склонность к гротеску и метафорическому мышлению, к преображению реальности в формах ёмких обобщений осложняла взаимоотношения с советской драматургией конца 1920-х – начала 1930-х гг. В 1935 г. в Ленинградском Малом оперном театре осуществил постановку оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского, реформировавшую оперную режиссуру и признанную одним из высших достижений мировой оперной сцены.Режиссёры Таиров Александр ЯковлевичТаи́ров Алекса́ндр Я́ковлевич (1885–1950), российский режиссёр, народный артист РСФСР (1935). В 1914 г. вместе с А. Г. Коонен и группой молодых актёров создал в Москве Камерный театр. В постановках увлёкся «алгеброй страсти», в которой эмоциональность очищалась от психологической конкретности и наделялась признаками всеобщности. Утверждал идею «синтетического» мастерства, позволяющего актёрам разыгрывать как трагедию, так и оперетту, равно владеть приёмами музыкального и пантомимического искусства. В 1930–1940-е гг., когда труднее становилось вписываться в идеологический регламент, жизнеспособность своих идей доказал в осмыслении классики. В обстановке «борьбы с космополитизмом» в 1949 г. освобождён от обязанностей художественного руководителя Камерного театра (закрыт в августе 1950).Режиссёры Немирович-Данченко Владимир ИвановичНемиро́вич-Да́нченко Влади́мир Ива́нович (1858–1943), российский театральный деятель, режиссёр, писатель, педагог, народный артист СССР (1936). С 1879 г. в журналистике. Как драматург дебютировал в 1882 г. пьесой «Шиповник». В 1898 г. вместе с К. С. Станиславским основал Московский Художественный театр (директор и режиссёр театра до конца жизни). Как заведующий репертуаром определял идейно-репертуарную линию театра. После 1917 г. разрабатывал проект реорганизации Большого театра. В 1919 г. основал в Москве Музыкальную студию (с 1926 Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко; в 1941 объединился с Оперным театром имени К. С. Станиславского, образовав Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Немировичу-Данченко было свойственно безошибочное понимание авторского стиля, блестящее умение работать с актёрами. В 1943 г. по его инициативе создана Школа-студия МХАТ, с того же года носящая его имя.