#Народные артисты РеспубликиНародные артисты РеспубликиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегНародные артисты РеспубликиНародные артисты РеспубликиНайденo 7 статейМузыкантыМузыканты Шаляпин Фёдор ИвановичШаля́пин Фёдор Ива́нович (1873–1938), российский певец (высокий бас), режиссёр, солист Его Императорского Величества (1910), народный артист Республики (1918, лишён звания в 1927, возвращено в 1991). Величайший представитель русской оперной школы. В 1899–1914 гг. солист московского Большого и петербургского Мариинского театров. Участвовал в Русских исторических концертах (1907) и спектаклях Русских сезонов С. П. Дягилева. С 1920-х гг. жил в Париже, выступал в Парижской опере, Театре Елисейских Полей, в «Опера-Комик», давал сольные концерты, гастролировал во многих странах. Оперный репертуар включал около 70 партий, среди них: Борис Годунов, Досифей («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Фарлаф («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Галицкий и Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина), Варяжский гость («Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Демон («Демон» А. Г. Рубинштейна), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно; «Мефистофель» А. Бойто), Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Филипп II («Дон Карлос» Дж. Верди).Режиссёры Мейерхольд Всеволод ЭмильевичМейерхо́льд Все́волод Эми́льевич (1874–1940), российский актёр, режиссёр, театральный деятель, народный артист Республики (1923). Оказал огромное влияние на развитие театра, кино, эстрады, фотографии и др. С начала 1900-х гг. возглавлял различные труппы в Москве и Санкт-Петербурге; постепенно находил собственные сценические приёмы, создавая язык условного театра, противостоящего сценическому натурализму. Воспринимая революцию как возможность активного социального действия, преображения мира искусством, сотворения нового человека как цели культуры, ставил знак равенства между «революцией в искусстве» и социальной революцией, что привело после 1917 г. к союзу с авангардом и «левым» искусством. Разрабатывал новый метод актёрской игры – биомеханику. В постановках склонность к гротеску и метафорическому мышлению, к преображению реальности в формах ёмких обобщений осложняла взаимоотношения с советской драматургией конца 1920-х – начала 1930-х гг. В 1935 г. в Ленинградском Малом оперном театре осуществил постановку оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского, реформировавшую оперную режиссуру и признанную одним из высших достижений мировой оперной сцены.Актёры Давыдов Владимир НиколаевичДавы́дов Влади́мир Никола́евич (1849–1925), российский актёр, народный артист Республики (1922). С 1924 г. актёр Малого театра. Виртуозная техника перевоплощения сочеталась с органическим чувством жизненной правды, тонким вкусом, художественным тактом. Высшие достижения связаны с русской классикой. Обладая редкими голосовыми данными, в совершенстве овладев мастерством сценической речи, придавал слову драматурга новые, часто неожиданные оттенки. Заложил традиции речевой характеристики, которым в дальнейшем следовало не одно поколение актёров.Актёры Ермолова Мария НиколаевнаЕрмо́лова Мари́я Никола́евна (1853–1928), российская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). С 1871 г. в труппе Малого театра. Сыграла более 300 ролей. В 1873 г. исполнила роль Катерины в «Грозе» А. Н. Островского и продолжала работать над ней в течение многих лет. Высшим проявлением трагедийного дарования стала роль Жанны Д’Арк («Орлеанская дева» Ф. Шиллера). В 1880–1890-х гг. создала образы волевых, свободолюбивых и чистых душой поэтических натур – «ермоловских женщин». Оставила сцену в 1921 г.Актёры Орленев Павел НиколаевичОрле́нев Па́вел Никола́евич (1869–1932), российский актёр, народный артист Республики (1926). Дебютировал в Малом театре в 1886 г. Играл в столичных и провинциальных театрах. Создатель нового для русского театра амплуа – «неврастеник». В 1913–1915 гг. снимался в кино. Во главе собственной труппы гастролировал в Европе и США.Актёры Сумбатов-Южин Александр ИвановичСумба́тов-Ю́жин Алекса́ндр Ива́нович (1857–1927), российский актёр, драматург, театральный деятель, народный артист Республики (1922). На профессиональной сцене с 1876 г. С 1882 г. в Малом театре (в 1909 возглавил). Сценическая речь отличалась неожиданностью интонаций, мелодическим разнообразием.Актёры Федотова Гликерия НиколаевнаФедо́това Глике́рия Никола́евна (1846–1925), российская актриса, народная артистка Республики, Герой Труда (оба звания 1924). В 1862 г. дебютировала в Малом театре. Лучшие образы создала в произведениях А. Н. Островского, в пьесах У. Шекспира, Г. Ибсена. Дуэт Федотовой и М. Н. Ермоловой в трагедии «Мария Стюарт» Ф. Шиллера принадлежал к высшим достижениям Малого театра.