#Народные артисты Республики
Народные артисты Республики
Тег

Народные артисты Республики

Народные артисты Республики
Найденo 7 статей
Фёдор Шаляпин
МузыкантыМузыканты
Шаляпин Фёдор Иванович
Шаля́пин Фёдор Ива́нович (1873–1938), российский певец (высокий бас), режиссёр, солист Его Императорского Величества (1910), народный артист Республики (1918, лишён звания в 1927, возвращено в 1991). Величайший представитель русской оперной школы. В 1899–1914 гг. солист московского Большого и петербургского Мариинского театров. Участвовал в Русских исторических концертах (1907) и спектаклях Русских сезонов С. П. Дягилева. С 1920-х гг. жил в Париже, выступал в Парижской опере, Театре Елисейских Полей, в «Опера-Комик», давал сольные концерты, гастролировал во многих странах. Оперный репертуар включал около 70 партий, среди них: Борис Годунов, Досифей («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Фарлаф («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Галицкий и Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина), Варяжский гость («Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Демон («Демон» А. Г. Рубинштейна), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно; «Мефистофель» А. Бойто), Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Филипп II («Дон Карлос» Дж. Верди).
Режиссёры
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Мейерхо́льд Все́волод Эми́льевич (1874–1940), российский ак­тёр, ре­жис­сёр, те­ат­раль­ный дея­тель, народный артист Рес­пуб­ли­ки (1923). Ока­за­л ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие те­ат­ра, ки­но, эс­т­ра­ды, фо­то­гра­фии и др. С начала 1900-х гг. воз­гла­влял различные труппы в Москве и Санкт-Петербурге; по­сте­пен­но на­хо­дил собственные сце­нические приё­мы, соз­да­вая язык ус­лов­но­го те­ат­ра, про­ти­во­стоя­щего сце­ническому на­ту­ра­лиз­му. Вос­при­ни­мая ре­во­лю­цию как воз­мож­ность ак­тив­но­го со­ци­аль­но­го дей­ст­вия, пре­об­ра­же­ния ми­ра искусством, со­тво­ре­ния но­во­го че­ло­ве­ка как це­ли куль­ту­ры, ста­вил знак ра­вен­ст­ва ме­ж­ду «ре­во­лю­ци­ей в ис­кус­ст­ве» и со­ци­аль­ной ре­во­лю­ци­ей, что при­ве­ло по­сле 1917 г. к сою­зу с аван­гар­дом и «ле­вым» искусством. Раз­ра­ба­ты­вал но­вый ме­тод ак­тёр­ской иг­ры – био­ме­ха­ни­ку. В постановках склон­ность к гро­те­ску и ме­та­фо­рическому мыш­ле­нию, к пре­об­ра­же­нию ре­аль­но­сти в фор­мах ём­ких обоб­ще­ний ос­лож­ня­ла взаи­мо­от­но­ше­ния с советской дра­ма­тур­ги­ей конца 1920-х – начала 1930-х гг. В 1935 г. в Ле­нинградском Ма­лом опер­ном те­ат­ре осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ку опе­ры «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го, ре­фор­ми­ро­вав­шую опер­ную ре­жис­су­ру и при­знан­ную од­ним из выс­ших дос­ти­же­ний ми­ро­вой опер­ной сце­ны.
Всеволод Мейерхольд. 1925
Актёры
Давыдов Владимир Николаевич
Давы́дов Влади́мир Никола́евич (1849–1925), российский ак­тёр, народный артист Рес­пуб­ли­ки (1922). С 1924 г. ак­тёр Ма­ло­го те­ат­ра. Вир­ту­оз­ная тех­ни­ка пе­ре­во­пло­ще­ния со­че­та­лась с ор­га­ническим чув­ст­вом жиз­нен­ной прав­ды, тон­ким вку­сом, ху­дожественным так­том. Выс­шие дос­ти­же­ния свя­за­ны с русской клас­си­кой. Об­ла­дая ред­ки­ми го­ло­со­вы­ми дан­ны­ми, в со­вер­шен­ст­ве ов­ла­дев мас­тер­ст­вом сце­нической ре­чи, при­да­вал сло­ву дра­ма­тур­га но­вые, час­то не­ожи­дан­ные от­тен­ки. За­ло­жил тра­ди­ции ре­че­вой ха­рак­те­ри­сти­ки, ко­то­рым в даль­ней­шем сле­до­ва­ло не од­но по­ко­ле­ние ак­тё­ров.
Театр
Актёры
Ермолова Мария Николаевна
Ермо́лова Мари́я Никола́евна (1853–1928), российская актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). С 1871 г. в труппе Малого театра. Сыграла более 300 ролей. В 1873 г. исполнила роль Катерины в «Грозе» А. Н. Островского и продолжала работать над ней в течение многих лет. Высшим проявлением трагедийного дарования стала роль Жанны Д’Арк («Орлеанская дева» Ф. Шиллера). В 1880–1890-х гг. создала образы волевых, свободолюбивых и чистых душой поэтических натур – «ермоловских женщин». Оставила сцену в 1921 г.
Мария Ермолова
Актёры
Федотова Гликерия Николаевна
Федо́това Глике́рия Никола́евна (1846–1925), российская ак­три­са, народная артистка Рес­пуб­ли­ки, Ге­рой Тру­да (оба зва­ния 1924). В 1862 г. де­бю­ти­ро­ва­ла в Ма­лом те­ат­ре. Луч­шие об­ра­зы соз­да­ла в про­из­ве­де­ни­ях А. Н. Ост­ров­ско­го, в пье­сах У. Шек­спи­ра, Г. Ибсена. Дуэт Федотовой и М. Н. Ермоловой в тра­ге­дии «Ма­рия Стю­арт» Ф. Шил­ле­ра при­над­ле­жал к выс­шим дос­ти­же­ни­ям Ма­ло­го те­ат­ра.
Театр