Государственный сектор экономики
Госуда́рственный се́ктор эконо́мики, часть экономики, представленная совокупной деятельностью хозяйствующих субъектов (государственных организаций), вовлекающих объекты государственной собственности в хозяйственный оборот и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. Понятие государственного сектора отличается от понятий государственной собственности и государственного предпринимательства.
Понимание государственного сектора сформировано в рамках теории благосостояния в 1960-е гг. К созданию данного направления имели непосредственное отношение такие представители экономической науки, как Э. Аткинсон, С.-К. Кольм, Р. Масгрейв, Дж. Стиглиц, Л. Йохансен и др. В 21 в. исследователи пытаются ответить прежде всего на следующие вопросы: какие виды деятельности должны относиться к государственному сектору и какова его оптимальная структура; к каким последствиям приводит деятельность государства и как оценить её эффективность; наконец, как правильно оценивать масштабы государственного сектора.
Эволюция взглядов на роль государственного сектора
С начала 20 в. взгляды на роль и значение государственного сектора в экономике неоднократно менялись. Государственный сектор был доминирующим в плановых экономиках стран социалистического лагеря, а со времён Великой депрессии 1929–1933 гг. и в капиталистических странах играл важную роль в восстановлении экономики и мобилизации ресурсов. Однако к 1980-м гг. наметилась тенденция к ослаблению государственного регулирования и либерализации ряда сфер экономики. По всему миру прокатилась волна приватизации, которая затронула в 1990-е гг. и Россию, и привела к тотальной распродаже государственного имущества.
В 21 в., после глобального финансового кризиса 2008 г., а также пандемии Covid-19, роль государственного сектора вновь переосмысливается. Кризис выявил серьёзные проблемы и заставил задуматься о правильности выбранного курса на приватизацию. Правительства многих стран были вынуждены играть гораздо более активную роль в экономике, в некоторых случаях национализируя или ренационализируя частные предприятия. Так, приватизационные инициативы в сфере пенсионного обеспечения в США, Чили, Великобритании и других странах повлекли за собой ухудшение положения социально незащищённых слоёв населения. Другие проекты приватизации, такие как автомобильные дороги в Мексике и железные дороги в Великобритании, аналогичным образом столкнулись с серьёзными проблемами (Stiglitz. 2015). Исследователи обращают внимание на то, что «фактор приватизации оказал негативное влияние на пропускную способность больниц, что привело к увеличению показателей смертности в Испании, Италии и США. В то же время в странах с системами здравоохранения, в меньшей степени охваченными приватизационными процессами, таких как Германия, Южная Корея, Япония, показатели смертности оказались гораздо ниже. В сферах естественных монополий (в частности, водоснабжения), также затронутых кризисом COVID-19, государственные предприятия оперативнее реагировали на возникающие вызовы, обеспечивая необходимую поддержку социально незащищённым слоям населения» (Кононкова. 2023. С. 145). Однако отдельные примеры неэффективности частных предприятий не являются основанием для пересмотра всех итогов приватизации и принудительного изъятия частных активов в пользу государства.
Функции государственного сектора
Согласно Р. Масгрейву, государственный сектор выполняет 3 основные функции в экономике: распределительную, перераспределительную и стабилизационную (Масгрейв. 2009). Распределение ресурсов в экономике государство осуществляет через производство общественных благ и механизм государственных закупок, финансируя определённые виды деятельности и таким образом поощряя их и препятствуя другим. Перераспределение призвано скорректировать распределение национального богатства в обществе, основываясь на компромиссе между справедливостью и эффективностью. Стабилизация экономического развития предполагает борьбу с безработицей при умеренной инфляции, устойчивом темпе экономического роста и бездефицитном платёжном балансе. Деятельность государства в реализации всех трёх функций тесно переплетена между собой и не может быть чётко разделена на отдельные сферы влияния.
Структура государственного сектора
Мировая практика позволяет относить к государственному сектору следующие организации:
Организации, обеспечивающие жизнедеятельность страны. Например, в эту категорию входят центральные банки, отвечающие за проведение денежно-кредитной политики и поддержание ценовой стабильности в национальной экономике. Центральные банки почти всех стран мира находятся в собственности государства, однако есть исключения. Так, ФРС США считается независимым государственным учреждением, при этом акциями 12 резервных банков, входящих в систему, владеют частные коммерческие банки.
Предприятия, производящие общественные блага (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение и др.). В большинстве стран мира государство предоставляет лишь минимальный набор таких благ (например, бесплатное начальное и среднее образование), а расширенные потребности общества удовлетворяются частными фирмами.
Коммерческие организации, производящие социально значимые блага (коммунальные службы, почта и др.). В эту категорию включены сферы естественных монополий, которые в силу своей экономической природы должны находиться в руках одного собственника – государства, хотя возможны исключения.
Стратегические предприятия, которые из соображений экономической безопасности находятся в государственном секторе (нефтегазовые, металлургические компании, коммерческие банки, важнейшие предприятия инфраструктуры и др. Так, крупнейшие аэропорты в Нидерландах, Германии, Бельгии и других развитых странах полностью или частично управляются государством.
В российской экономике государственный сектор охватывает все перечисленные типы организаций. Это объясняется значительной ролью государства и разнообразием его функций. В зависимости от того, преследуется в процессе реализации общественных интересов цель извлечения прибыли или нет, могут быть выделены коммерческие и некоммерческие организации госсектора РФ, их состав представлен в таблице.
Состав организаций государственного сектора РФ по организационно-правовым формам
Коммерческие организации | Некоммерческие организации |
Государственные унитарные предприятия (ГУП), основанные на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (казённые предприятия) | Государственные корпорации («Росатом», «Ростех», «Роснано», «Роскосмос», «ВЭБ.РФ», «Агентство по страхованию вкладов») и госкомпания («Автодор»), имеющие статус некоммерческих организаций) |
Публичные и непубличные акционерные общества (АО) с долей участия государства более 50 % | Государственные учреждения (казённые, бюджетные, автономные) |
Холдинговые структуры, головная компания которых является государственной | Фонды, ассоциации (союзы) |
Размеры государственного сектора
На вопрос об оптимальном размере государственного сектора сложно ответить однозначно, т. к. эта величина меняется под воздействием ряда факторов. По мнению исследователей (Виноградов. 2006), факторы, оказывающие влияние на динамику и размеры государственного сектора, могут быть как внешними, так и внутренними. «Внутренние факторы связаны с расширенным воспроизводством государственного капитала, внешние – определяются созданием новых государственных структур за счёт государственных финансов и стратегией развития… <…> От степени сочетаемости внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие государственного сектора… в конечном счёте, зависит конкретная динамика государственного сектора и направления развития государственного предпринимательства в той или иной стране» (Кононкова. 2010. С. 43–44).
Размеры государственного сектора могут расти в результате обращения предприятий в государственную собственность. В соответствии с практикой данный процесс может проходить точечно на добровольной/принудительной основе (по решению суда) или массово. Добровольный переход предприятий под государственный контроль, в свою очередь, может быть произведён многими способами, включая банкротство и уступку контроля. Изъятие объекта, принадлежащего частному лицу, в принудительной форме в пользу государства происходит на следующих основаниях: взыскание по обязательствам собственника, выкуп участка для государственных нужд, реквизиция, конфискация, выявление нарушений процедуры совершения приватизационных сделок и др. В отдельных случаях частному собственнику полагается компенсация (например, при выкупе участка для государственных нужд или реквизиции в случае стихийных бедствий).
Угроза национализации может быть демотивирующим фактором для инвесторов, приобретающих собственность и вкладывающих свои средства в экономику страны. Поэтому при принятии решения о деприватизации важно проводить всестороннюю, взвешенную оценку состояния актива, структуры собственности и возможных социально-экономических последствий таких действий.
Универсального критерия для измерения размеров государственного сектора не существует, хотя подобный критерий позволил бы существенно упростить анализ его динамики и сделал бы возможным её сопоставимость в разных странах. По этой причине оценки размеров госсектора той или иной страны могут существенно отличаться в зависимости от используемой методологии. Тем не менее размеры государственного сектора обычно оцениваются долей государственных расходов в ВВП. Среди других показателей, позволяющих оценить масштаб государственного участия в экономике, можно отметить следующие:
Стоимость государственного имущества и его удельный вес в общей стоимости национального имущества.
Доля государственного акционерного капитала в общей сумме акционерного капитала страны.
Количество государственных коммерческих и некоммерческих компаний и их удельный вес в общем количестве организаций.
Численность работников, занятых в государственном секторе, и их доля в общей численности занятых.
Объём продукции, производимой предприятиями государственного сектора, и его доля в ВВП.
Доля государства в производстве добавленной стоимости.
Стоимость государственного заказа, выполняемого предприятиями как государственного, так и частного сектора, и его удельный вес в ВВП.
Сумма государственных инвестиций в основной капитал и их доля в ВВП и др.
График, показывающий изменение доли общих государственных расходов в ВВП, приведён на рисунке. Можно заметить, что доля государственных расходов в ВВП в странах с переходной и развивающейся экономикой значительно меньше, чем в развитых странах, а также что участие государства в экономике увеличивается в периоды кризисов.
Источник: Составлено авторами на основании данных МВФ.
Более значительная доля государственных расходов в ВВП развитых стран по сравнению с развивающимися экономиками не означает, что в этих странах наблюдается значительное количество активов в собственности государства, а говорит о повышенном внимании правительств более развитых стран к государственным вложениям в разные сферы экономики, осуществляемым с целью увеличить благосостояние граждан.