Холдинговая компания
Хо́лдинговая компа́ния, материнская компания, холдинг (англ. holding company), коммерческая организация, как правило корпорация или общество с ограниченной ответственностью, основной деятельностью которой является владение контрольным пакетом ценных бумаг других компаний в целях создания корпоративной группы.
Определение и характеристики холдинга
Ключевой термин в определении холдинга – «контроль»: именно борьба за корпоративный контроль отличает холдинговую компанию от других финансовых институтов, таких как взаимные фонды (Daems. 2012). Этот контроль отражает влияние, которое холдинговая компания оказывает на управление капиталом с помощью специальных инструментов (например, представительство в совете директоров или существенная доля акционерного капитала), необходимых для контроля за управлением капиталом в компании.
К российским холдинговым компаниям относятся «Агрохолдинг», РАО «ЕЭС России» (ныне реорганизовано в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»), ПАО «Газпром», нефтяные компании «ЛУКОЙЛ» и «Сургутнефтегаз», «РосБизнесКонсалтинг» и др.
Холдинговые компании являются институтами организации и структурирования рынка корпоративного контроля (Daems. 2012). Эти учреждения могут получить и удерживать контроль, поскольку выпускают ценные бумаги для покупки в операционных и других холдинговых компаниях контрольных пакетов акций и владения ими. При этом на рынке капитала холдинги выступают в качестве финансовых посредников между держателями акций и инвесторами в отношении долгосрочных финансовых активов. Соответственно, вместо того чтобы покупать долю в активах компании напрямую, вкладчики могут косвенно инвестировать в ценные бумаги холдинговой компании. Выступая в качестве посредника, холдинг становится похожим на закрытый взаимный фонд (выпускающий ограниченное число акций и не выкупающий их у акционеров). Ключевое отличие последнего состоит в том, что холдинговые компании стремятся к контролю над принятием корпоративных решений.
Как правило, холдинговая компания не производит товары или услуги и не ведёт никаких других бизнес-операций, кроме владения контрольным пакетом акций других организаций, осуществляя только надзорные функции над последними. Таким образом, не принимая активного участия в управлении повседневной деятельностью дочерних компаний, холдинг может наблюдать за управленческими решениями компании. Холдинговые компании также могут владеть имуществом, в том числе недвижимостью, патентами, товарными знаками, акциями и другими активами.
Существует 2 основных способа преобразования корпораций в холдинговые компании. Первый заключается в приобретении достаточного количества голосующих акций или акций другой организации. Второй предполагает создание новой корпорации с последующей передачей ей всех или части акций.
Отношения между холдинговой компанией и контролируемыми ею корпорациями называются материнско-дочерними. В таком случае холдинговая компания называется материнской, а приобретаемая ею организация – дочерней. Материнская компания может контролировать процесс принятия решений в дочерней, даже если ей принадлежит менее 50 % её акций. В таком случае она может иметь юридические или договорные права, на основании которых осуществляется контроль. В свою очередь, если материнская компания контролирует все голосующие акции другой фирмы, последняя называется дочерней компанией, находящейся в полной собственности у материнской.
Виды холдингов
Существует несколько типов холдинговых компаний в зависимости от осуществляемых ими видов хозяйственной деятельности. Некоторые функционируют только для того, чтобы владеть одной дочерней компанией, в то время как другие могут также заниматься прочими бизнес-операциями. Выделяют следующие типы холдинговых компаний:
1) чистая – компания, существующая только как средство владения другими фирмами; эти компании не участвуют ни в каком другом виде бизнеса, кроме контроля над одной или несколькими организациями;
2) смешанная, или операционная – компания, которая, помимо управления своими дочерними компаниями, занимается собственной деятельностью; холдинги, которые принимают участие в не связанных с их дочерними предприятиями направлениях деятельности, называются конгломератами;
3) промежуточная – компания, которая владеет другими организациями, при этом будучи дочерней компанией более крупной корпорации или холдинга.
Преимущества и недостатки холдинга
Преимущества
К достоинствам холдингов относят защиту от убытков, т. к. каждая из дочерних компаний считается самостоятельным юридическим лицом. Так, при банкротстве дочерней компании холдинг не может столкнуться с потерей собственного капитала, поскольку кредиторы обанкротившейся компании не могут взыскать долг у холдинговой, а также требовать активы других дочерних организаций. При этом если дочерняя компания, против которой подан иск, действовала независимо, то маловероятно, что материнская компания будет привлечена к ответственности. Следовательно, в качестве стратегии защиты активов материнская корпорация может структурировать себя как холдинговую компанию, создавая дочерние предприятия для каждого из направлений своей деятельности. Например, одна дочерняя компания может владеть торговой маркой и товарными знаками материнской корпорации, а другая – её недвижимостью.
Кроме того, владелец холдинга может получить контрольный пакет акций другой организации без необходимости бо́льших инвестиций, т. к. при покупке материнской компанией доли дочерней размером 51 % или более первая автоматически получает контроль над приобретённой фирмой без необходимости выкупать 100 % каждой дочерней компании. Холдинги могут поддерживать дочерние компании, используя их ресурсы для снижения стоимости оборотного капитала.
Дополнительным преимуществом холдингов является относительная лёгкость их создания, что позволяет пользоваться преимуществами географических различий в режимах налогообложения. В частности, если в определённой юрисдикции налоги на бизнес высокие, холдинговая компания может переместиться в более благоприятную среду, продолжая свою деятельность в исходном месте.
Недостатки
Владение дочерними компаниями через холдинг имеет некоторые отрицательные последствия. Инвесторам и кредиторам может быть сложно точно оценить общее финансовое состояние холдинговой компании. Существует практика сокрытия убытков организации за счёт перемещения долгов между её дочерними компаниями. К другим негативным практикам относят эксплуатацию дочерних предприятий за счёт принудительного назначения директоров или организации покупок товаров дочерними компаниями друг у друга по ценам выше или, наоборот, ниже рыночных. В некоторых случаях холдинги могут заставить свои дочерние компании уволить часть рабочей силы или захватить приобретённые ими активы. Подобные практики известны как хищнический капитализм (англ. vulture capitalism) и используются для завышения общих показателей холдинговой компании за счёт дочерней.
Холдинг в экономических исследованиях
В научной литературе экономическому анализу холдинговых компаний уделяется относительно мало внимания (Daems. 2012). В первые десятилетия 20 в., когда холдинги только достигли наивысшего господства в США, Германии, Франции, Великобритании и Японии, эта тема вызывала большой научный интерес. Так, в работах, посвящённых этой проблематике (Liefmann. 1927; Simons. 1927), описаны основные функции и поведение холдинговых компаний, а также заложены основы для изучения организации промышленности в Европе. В ранних работах не проводилось полного различия между экономической теорией гигантских интегрированных многоотраслевых фирм и теорией межрыночных групп и многофирменных систем. При этом различие между крупной современной фирмой и объединением нескольких компаний имеет ключевое значение для правильного понимания функций и поведения крупных холдинговых компаний. Данный факт объясняется тем, что в ранние годы холдинговые компании, как правило, играли переходную роль на пути к созданию гигантских предприятий. При этом переход от холдинговой компании к гигантскому предприятию происходил только тогда, когда холдинг использовался для контроля над внутрирыночной многофирменной системой и/или антимонопольное законодательство угрожало выживанию предприятия.
Ещё одна причина, по которой не удалось разработать отдельную теорию для холдинговых компаний, заключается в том, что экономистами не было сформировано чёткого определения концепции корпоративного контроля (Daems. 2012). Учёные были склонны формулировать теорию корпоративного контроля в рамках рыночной власти, объясняя тем самым борьбу за получение монопольной прибыли. Такой подход игнорирует основную характеристику борьбы за корпоративный контроль: конфликт интересов между соперничающими лицами, принимающими решения и, как следствие, отсутствие единодушия.
В исследованиях 21 в. отмечается, что эффективность компании прямо пропорциональна её размеру (Daems. 2012). В частности, компании большего размера могут быть образованы за счёт объединения капитала независимых коммерческих предприятий в тесно связанную группу. В этом случае ключевые преимущества холдинговых компаний заключаются в улучшении управления денежными потоками, снижении объёма вложенного капитала, улучшении переговорной позиции холдинга и диверсификации рисков (снижении риска ответственности). При этом для дочерних обществ наблюдается прямая зависимость между прибыльностью компаний и степенью управления денежными потоками, а также между долговой ставкой и уровнем управления денежными потоками.