Право оперативного управления
Пра́во операти́вного управле́ния, в гражданском праве разновидность вещных прав. Прообраз оперативного управления возник ещё в феодальной Европе в отношениях между вассалами и сюзеренами, когда на одно и то же имущество (как правило, земельный участок) возникали правомочия похожего содержания у нескольких лиц – верховная (dominium directum) и подчинённая (dominium utile) собственность. В современном праве право оперативного управления в той или иной мере закреплено в различных правопорядках: траст (доверительная собственность) в странах англосаксонской системы, право хозяйственного управления в КНР, право департаментских предприятий в Индии, право публичного учреждения во Франции и Италии.
В России в результате национализации после Революции 1917 г. государство стало крупнейшим собственником; владеть, пользоваться и управлять государственным имуществом стали государственные организации, однако самостоятельный институт права оперативного управления был теоретически сформулирован в 1930-х гг. А. В. Венедиктовым, а законодательно закреплён впервые в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.: оперативное управление состояло в осуществлении государственными, межколхозными, государственно-колхозными и иными государственно-кооперативными организациями права владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества. Та же конструкция сохранилась и в современном российском гражданском праве. Принципиальным различием с советским периодом является то, что учреждение может быть создано не только государством и муниципальным образованием, но и гражданином или юридическим лицом.
Право оперативного управления возникает с момента передачи имущества. Имущество закрепляется на праве оперативного управления за учреждениями и казёнными предприятиями, которые владеют и пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Возможности распоряжения зависят от вида юридического лица и типа имущества. По общему правилу учреждения (кроме частных) и казённые предприятия распоряжаются закреплённым за ними имуществом с согласия собственника. При этом казённое предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, а порядок распределения доходов определяется собственником. Доходы от деятельности казённых учреждений поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Автономные и бюджетные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться только недвижимым и особо ценным движимым имуществом, как закреплённым, так и приобретённым за счёт выделенных на это собственником средств, а остальным имуществом и доходами от предусмотренной учредительными документами деятельности могут распоряжаться самостоятельно. Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретённое за счёт этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, причём как закреплённое, так и приобретённое учреждением или казённым предприятием за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Изъятым имуществом собственник вправе распорядиться по своему усмотрению.
При переходе права собственности на казённое предприятие как имущественный комплекс или учреждение к другому собственнику право оперативного управления сохраняется.