Фонд
Фонд, юридическое лицо некорпоративной природы, не имеющее участников, предназначенное для управления и использования имущества для реализации определённых учредителями целей. Тип юридического лица в континентальных правопорядках.
Место фондов в системе юридических лиц
В российском праве термин «фонд» используется для обозначения множества юридических категорий (начиная от инвестиционных фондов и заканчивая благотворительными фондами), которые не имеют ни общей правовой природы, ни общих признаков, которые могли бы стать основой для формирования единого правового понятия «фонд».
В Гражданском кодексе РФ термин «фонд» используется для обозначения двух самостоятельных организационно-правовых форм юридических лиц: общественно полезного фонда и личного фонда (параграф 7 гл. 4 ГК РФ). Данные категории объединяет ряд общих признаков, ключевым из которых выступает то, что они являются юридическими лицами, т. е. правосубъектными образованиями, и при этом образуют отдельные организационно-правовые формы (в отличие, например, от пенсионных фондов или акционерных инвестиционных фондов, являющихся акционерными обществами).
Формы общественно полезного фонда и личного фонда имеют общую правовую природу фонда (по модели германского Stiftung), однако в российском праве на данный момент законодательно не объединяются общей юридической категорией, которая при этом не включала бы иные организационно-правовые формы. С точки зрения классификации юридических лиц они относятся, во-первых, к унитарным (некорпоративным) юридическим лицам и, во-вторых, к некоммерческим организациям, к числу которых, помимо общественно полезных и личных фондов, принадлежит множество других форм юридических лиц.
Иное значение в системе юридических лиц фонды имеют в правопорядках континентально-правовой семьи. Исторически как доктринальная категория понятие фонда (нем. Stiftung) было сформировано Ф. К. фон Савиньи на противопоставлении корпорации (нем. Körperschaft). Модель фонда как юридического лица была выработана в 19 в. германскими пандектистами, которые вышли при разработке понятия «юридическое лицо» (нем. Juristische Person) за пределы корпоративной модели мышления, т. е. не ограничили понимание юридического лица корпорацией (объединением лиц), как, например, это имело место во французской доктрине того времени. Пандектная модель фонда была воспринята в первую очередь германским, австрийским, швейцарским, а также испанским правопорядками. Во Франции в силу исторических и доктринальных особенностей институт правосубъектного фонда был поначалу принципиально отвергнут и имплементирован в законодательство лишь ближе к концу 20 в. Таким образом, в континентальных правопорядках правосубъектные фонды образуют с корпорациями дихотомию внутри категории юридического лица.
Если не принимать во внимание ряд офшорных или смешанных юрисдикций, за пределами континентальной правовой семьи фонды как юридические лица отсутствуют. В англо-американских юрисдикциях термин «фонд» (англ. foundation) не обозначает организационно-правовую форму юридического лица в континентальном понимании: за данным наименованием юридически скрывается компания (англ. company) или траст – в английском праве; корпорация (в том числе англ. non-profit corporation) или траст – в праве США.
Общая характеристика фонда
Фонд является юридическим лицом, субъектом права и собственником имущества, переданного ему учредителями. С точки зрения доктрины отличительной чертой фонда является то, что он не имеет участников или органов, которые могли бы осуществлять автономное волеобразование в фонде. В результате в организационной структуре фонда исключается существование органа, способного подменить волю его учредителя, а сам фонд, таким образом, служит наиболее подходящей юридической формой для увековечивания воли учредителя путём посвящения имущества определённой цели.
Общетеоретическая модель правосубъектного фонда подразумевает действие, во-первых, принципа кристаллизации, согласно которому первоначальная воля учредителя (т. е. взятая на момент создания фонда), «кристаллизуется» в момент создания, предопределяя всё дальнейшее существование фонда, и не может быть далее подменена волей членов органов и иных лиц, в том числе «актуальной» (изменившейся) волей учредителя фонда; во-вторых, принципа разделения, согласно которому учредитель отчуждает имущество в фонд окончательно и не приобретает ни вещных прав на имущество, ни прав на ликвидацию фонда и возврат себе соответствующего имущества. В совокупности данные принципы приводят к максимальной правовой автономии фонда и свободе его от диктата любой внешней воли, будь то «актуальная» воля учредителя или воля иных третьих лиц.
Обратной стороной автономии фонда является т. н. власть мёртвой руки (нем. Macht der toten Hand, англ. mortmain), которая как бы удерживает имущество, ограничивая будущие поколения в возможности его использования, иными словами, исключает некоторое имущество из рыночного оборота. Данное явление преподносится как недостаток фондов, предопределяющий как негибкость самой данной конструкции и её подверженность к устареванию и отрыву от действительности, так и негативные эффекты для экономики в целом, связанные с исключением де-факто некоторого имущества из свободного оборота.
Претворение в жизнь воли учредителя даже после смерти последнего осуществляется благодаря управлению и использованию органами фонда некоторого имущества на строго определённые учредителем цели. Следовательно, ключевыми элементами, составляющими содержание понятия фонда, служат цель, имущество и организационная структура.
Цель фонда
Цель фонда часто образно характеризуется как «душа» фонда. В ней преимущественно и фиксируется воля учредителя. Цель предопределяет всю деятельность фонда и возможные направления использования и расходования его имущества.
Цели фондов могут быть частно-полезными и общественно полезными. Частно-полезные цели направлены на материальное содержание некоторого закрытого, в том числе персонально определённого, круга выгодоприобретателей (т. н. дестинаторов), например членов семьи. Фонды с такими целями во многих правопорядках не считаются дозволенными. Общественно полезные цели, напротив, направлены к благу неопределённого, открытого круга лиц, а также могут и вовсе не предполагать каких-либо дестинаторов, получающих предоставления от фонда (например, в случае охраны памятника культуры, охраны животного мира и т. д.).
Фонды с общественно полезными целями исторически были первым и ключевым видом фондов, обеспечивающим возможность частным лицам по своей инициативе содействовать общему благу, – часто такие фонды и их аналоги в зарубежной сравнительно-правовой литературе обозначаются функциональным понятием foundation.
Конструкция фонда предполагает невозможность дискреционного изменения его целей ни со стороны учредителей, ни со стороны его органов управления. Однако абсолютная невозможность изменения целей не позволила бы фондам адаптироваться к меняющимся условиям реальности. Поэтому правопорядки обычно дозволяют с некоторыми ограничениями закрепить возможность изменения целей фонда в уставе, а также предусматривают возможность изменения целей при определённых обстоятельствах государственными контрольно-надзорными органами или в судебном порядке при обязательном соблюдении воли учредителя.
Имущество фонда
Имущество фонда является материальной основой для реализации его целей, без данной основы существование фонда не имеет смысла. Поэтому классическая конструкция фонда предполагает наделение фонда имуществом при создании, при этом имущество впоследствии должно сохраняться и либо управляться для извлечения дохода, который будет расходоваться на основную целевую деятельность, либо непосредственно использоваться для реализации целей фонда (например, если имущество образуется из собрания произведений искусства).
Континентальные правопорядки (например, германский) дозволяют, как правило, передачу имущества (основной капитал, нем. Grundstockvermögen) в фонд не только единовременно при создании, но также в течение некоторого периода времени, при этом такая передача должна быть обеспечена юридически, а не основываться на одном лишь обещании. Тем не менее иногда (как в российском праве) допускается создание фондов, имущество которых формируется не учредителем, но за счёт публичного сбора пожертвований.
Организационная структура фонда
Организационная структура фонда, как и любого юридического лица, предполагает наличие органов, посредством которых фонд реализует свою правоспособность. В силу т. н. запрета корпоративных элементов ключевая особенность фондов заключается в отсутствии возможности формирования высшего органа управления, аналогичного общему собранию участников (акционеров) корпорации с точки зрения его компетенции. В частности, доктринально ограничиваются полномочия по немотивированному прекращению полномочий других органов, дискреционному изменению целей или ликвидации фонда, что, однако, не в полной мере реализовано в российском праве. Орган с подобными полномочиями создал бы условия для автономного волеобразования, в результате чего могла бы произойти подмена первоначальной, заложенной в фонд воли учредителя. Напротив, защита фонда от злоупотреблений со стороны членов его органов требует формирования системы сдержек и противовесов, не позволяющих отдельному органу полностью и бесконтрольно управлять фондом.
Члены органов фонда несут обязанности перед фондом, среди которых особое значение имеет обязанность соблюдения положений устава фонда и реализации кристаллизованной в уставе воли учредителя.