Автомобильная дорога
Автомоби́льная доро́га, комплекс инженерных сооружений, предназначенный для обеспечения удобного, непрерывного и безопасного движения автомобилей, а также других видов колёсного транспорта. Для движения автомобилей первоначально использовались существовавшие гужевые дороги; с ростом интенсивности движения с 1920-х гг. началось строительство автомобильных дорог с асфальтовым покрытием. С ростом скоростей и грузоподъёмности автомобилей увеличились требования к прочности дорожных конструкций, их ровности для обеспечения плавности хода. При строительстве дорог начали соблюдать принципы ландшафтной архитектуры – гармоничное сочетание дороги с окружающим ландшафтом, вписывание дороги в рельеф местности, а также декоративное озеленение. По мере увеличения интенсивности движения элементы трассы автомобильной дороги стали проектировать с таким расчётом, чтобы не только обеспечить устойчивость автомобилей, но и создать у водителей оптимальную нервно-эмоциональную напряжённость, обеспечивающую их внимательность и длительную работоспособность.
Автомобильную дорогу разделяют по административной принадлежности (федеральные, территориальные, ведомственные, частные); по доступу на них (общего пользования, платные); по функциональному назначению (международные, межгосударственные, магистральные, региональные, местные) и др. На автомобильной дороге общего пользования доступ автомобилей не ограничен, на платных – установлена плата, взимаемая с каждого автомобиля. Автомобильные дороги, соединяющие относительно удалённые друг от друга важные в экономическом и стратегическом отношении районы и пункты и обеспечивающие скоростное движение, называются магистральными (см. Автомагистраль).
Применяемая в различных странах классификация автомобильных дорог определяется национальными традициями, политическими и социально-культурными особенностями, а также уровнем экономического развития и технического прогресса. В большинстве стран автомобильные дороги подразделяют на 5 категорий в соответствии с расчётной интенсивностью движения. Чем она выше, тем выше категория дороги и её технические характеристики, в первую очередь расчётная скорость движения (скорость одиночного автомобиля при благоприятных условиях погоды, сухой и чистой проезжей части). Например, в РФ для автомобильной дороги 1-й категории расчётная скорость движения составляет 150 км/ч, для 5-й категории – 60 км/ч. В конце 20 в. появилась тенденция к уменьшению максимальной расчётной скорости, которая связана с движением плотных транспортных потоков, когда водители не в состоянии реализовать высокие скоростные характеристики автомобилей.
Основные элементы, определяющие поперечный профиль двухполосной автомобильной дороги без разделительной полосы на проезжей части: земляное полотно (служит для размещения проезжей части автомобильной дороги и является грунтовым основанием для дорожной одежды), проезжая часть, обочины для временной остановки автомобилей; боковые канавы (кюветы) для отвода поверхностной воды от земляного полотна; обрезы дорожной полосы для размещения земляного полотна, пешеходных и велосипедных дорожек, зелёных насаждений, шумозащитных сооружений, линий связи, линейных зданий эксплуатационных служб и т. д. Расстояние между бровками условно называют шириной земляного полотна. В пределах проезжей части устраивают дорожную одежду с верхним слоем, называемым покрытием. Для быстрого отвода воды с проезжей части покрытию придают поперечный уклон в сторону от оси автомобильной дороги. На поворотах с малыми радиусами сооружают виражи (односкатные уклоны покрытия к центру кривой). Для лучшей видимости границ проезжей части и укрепления краёв покрытия устраивают краевые полосы, которые имеют ту же конструкцию дорожной одежды, что и проезжая часть, и выделяются линией разметки. В местах прохода автомобильных дорог через водостоки, овраги, долины, ущелья, а также в местах пересечения её с другими путями сообщения строят искусственные сооружения – мосты, водопропускные трубы, путепроводы, виадуки, эстакады, тоннели и др.
Для обеспечения безопасности движения на автомобильной дороге применяют дорожные знаки и указатели, светофоры, ограждения, разметку, на автомобильной дороге с высокой интенсивностью движения устанавливаются осветительные приборы и др.
Основные направления технического прогресса в строительстве автомобильной дороги: повышение транспортно-эксплуатационных качеств дорожных покрытий, внедрение более совершенных технологий строительства, повышение безопасности движения и защита окружающей среды, повышение надёжности сооружений на автомобильной дороге, повышение уровня обслуживания проезжающих.