Непубличное акционерное общество
Непубли́чное акционе́рное о́бщество, вид акционерного общества, акции и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, не размещаются публично (путём открытой подписки) и не обращаются публично.
Понятие непубличных обществ отсутствует в действующем законодательстве, а правовой статус непубличных обществ может быть определён «от обратного» тому, что предусматривается в п. 1 ст. 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) для публичных обществ.
В ст. 66.3 ГК РФ, вступившей в силу с 1 сентября 2014 г., а затем в ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Закона об АО) с учётом изменений, внесённых в неё Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Закон от 29 июня 2015 № 210-ФЗ), установлены особенности правового статуса непубличного акционерного общества, характеризующиеся диспозитивными подходами законодателя к его определению. В частности, в устав непубличного общества по решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, могут быть включены следующие положения:
о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесённых законом к компетенции общего собрания, за исключением наиболее значимых полномочий общего собрания, непосредственно перечисленных в подпункте 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ [например, внесение изменений в устав, утверждение устава в новой редакции, реорганизация или ликвидация общества; определение количественного состава коллегиального органа управления общества и коллегиального исполнительного органа, избрание их членов и досрочное прекращение их полномочий; определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями; утверждение не являющихся учредительными документами внутреннего регламента или иных внутренних документов общества];
о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества;
об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о её создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;
о порядке, отличном от установленного законами и иными правовыми актами порядка принятия решений о проведении заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, при условии, что такие изменения не лишают участников общества права на участие в заседании общего собрания общества или в заочном голосовании и на получение информации о них;
о требованиях, отличных от установленных законами и иными правовыми актами требований к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний коллегиального органа управления общества или коллегиального исполнительного органа общества;
о порядке осуществления преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций либо ценных бумаг, конвертируемых в его акции;
об отнесении к компетенции общего собрания акционеров вопросов, не относящихся к ней в соответствии с ГК РФ или Законом об АО.
Заметим, что в отличие от положений п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, положения п. 2.1 ст. 48 Закона об АО (с учётом внесённых в него изменений Законом от 29 июня 2015 г. № 210-ФЗ) предусматривают возможность делегирования компетенции общего собрания акционеров только совету директоров, но не правлению общества. Представляется, что приоритетно следует применять специальную и позднее принятую норму Закона об АО. Ведь ГК РФ и Закон об АО имеют одинаковую юридическую силу, а в таком случае действуют правила, согласно которым приоритет имеет позднее принятый закон (lex posterior derogat priori) и закон специальный (lex specialis derogat generali). С нашей точки зрения, такой подход и содержательно более отвечает сути корпоративного устройства – не следует передавать компетенцию общего собрания акционеров исполнительным органам, даже в непубличном обществе.
С момента внесения изменений в Закон об АО Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"» ревизионная комиссия может не создаваться и в публичном обществе. Согласно абзацу 1 п. 1 ст. 85 Закона об АО в публичном обществе, ревизионная комиссия создаётся в случае, если её наличие предусмотрено уставом публичного общества (Федеральный закон от 19 июля 2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах"»).
Как следует из подпункта 9 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах, в устав непубличного общества, принятый при учреждении или утверждённый единогласным решением акционеров, могут быть внесены и иные положения. Наличие единогласия акционеров является обязательным условием применения диспозитивного регулирования образования и деятельности непубличного акционерного общества.
В ГК РФ можно встретить и другие нормы, определяющие особенности правового статуса непубличного АО. Так, в непубличном обществе в отношении лиц, которые в силу закона, иного правового акта или учредительного документа уполномочены выступать от его имени, возможно устранение или ограничение ответственности за совершение неразумных действий, тогда как в публичном обществе такое соглашение ничтожно применительно как к недобросовестным, так и неразумным действиям (п. 5 ст. 53.1 ГК РФ).
В п. 1 ст. 66 ГК РФ содержится положение о возможности изменения объёма прав участников непубличного общества непропорционально участию в уставном капитале. Иной объём правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объёме правомочий участников общества в единый государственный реестр юридических лиц.
Для непубличных акционерных обществ, равно как для обществ с ограниченной ответственностью, ГК РФ предусматривает возможность исключения участника такого общества по требованию другого участника в судебном порядке с выплатой ему действительной стоимости его доли участия, если такой участник своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами (абзац 4 п. 1 ст. 67 ГК РФ).
Наиболее детально особенности правового статуса непубличного акционерного общества закреплены в ст. 7 Закона об АО, в соответствии с которой уставом непубличного общества могут быть предусмотрены:
преимущественное право приобретения его акционерами акций, отчуждаемых по возмездным сделкам другими акционерами, по цене предложения третьему лицу или по цене, которая или порядок определения которой установлены уставом общества;
необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам (действует в течение определённого срока, предусмотренного его уставом, но не более чем в течение 5 лет со дня государственной регистрации непубличного общества либо со дня государственной регистрации соответствующих изменений в устав общества);
дополнительные обязанности акционеров общества, помимо предусмотренных ГК РФ для участников хозяйственных обществ.
Не только в ст. 7 Закона об АО закреплены особенности правового статуса непубличного акционерного общества, но и в других статьях акционерного закона. Так, в соответствии с п. 6 ст. 32 Закона об АО, непубличные акционерные общества вправе выпускать привилегированные акции с особыми правами, предоставляющими помимо или вместо прав, предусмотренных данной статьёй, право голоса по всем или некоторым вопросам компетенции общего собрания акционеров.
Уставом непубличного общества может быть установлен отличный от предусмотренного Законом об АО порядок совершения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, либо установлено, что положения о сделках с заинтересованностью не применяются к этому обществу (п. 8 ст. 83 Закона об АО; п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»).
Развивающееся корпоративное законодательство учитывает правовой статус акционерного общества. Так, в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона об АО с учётом изменений, внесённых в эту статью Федеральным законом от 31 июля 2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», акции непубличного общества могут быть выпущены в виде цифровых финансовых активов с учётом особенностей и условий, определённых данным законом.
Приведённые примеры регулирования деятельности непубличных обществ не носят исчерпывающего характера. В современном законодательстве закреплены положения, которые всё более приближают непубличное акционерное общество к «объединению лиц», отдаляя его от строго «капиталистической формы». Так, к личным элементам в правовом статусе непубличных обществ следует отнести: преимущественное право приобретения акций, отчуждаемых по возмездным сделкам, акционерами и обществом, если реализация преимущественного права предусмотрена уставом общества; необходимость получать согласие на отчуждение акций третьим лицам, если это предусмотрено уставом общества; возможность возложения уставом на акционеров непубличного общества дополнительных обязанностей; возможность изменения объёма прав акционеров непропорционально принадлежащему им количеству акций определённых категории и типа; диспозитивные начала в формировании компетенции (возможность расширения компетенции общего собрания и делегирования компетенции от одного органа другому) и в организации работы органов управления непубличного общества (созыв, проведение заседаний и пр.); возможность увеличения числа голосов, требуемых для принятия решений; возложение на акционеров непубличных обществ обязанности участвовать в общих собраниях, если без их участия не могут быть приняты соответствующие решения; право требовать исключения акционера непубличного акционерного общества в судебном порядке и др.
Таким образом, непубличное акционерное общество в российской правовой системе оказалось ближе по своему правовому статусу к обществу с ограниченной ответственностью, чем к публичному обществу, хотя публичное и непубличное акционерное общество существуют в рамках одной организационно-правовой формы.
При этом есть существенные различия между обществом с ограниченной ответственностью и непубличным акционерным обществом, прежде всего в правовом режиме уставного капитала (владение акциями или долями, являющимися самостоятельными объектами права и имеющими разную систему регистрации и фиксации перехода права). В отношении общества с ограниченной ответственностью Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Закон об ООО) предусматривает механизм, не позволяющий «заблокировать» участника в таком обществе, если сложилась ситуация, при которой у участника отсутствует возможность продать свою долю: в соответствии с п. 2 ст. 23 Закона об ООО общество обязано приобрести долю участника, если её отчуждение третьим лицам запрещено и другие участники общества отказались от её покупки, а также когда уставом предусмотрена необходимость получения согласия на отчуждение доли и такое согласие не получено. Заметим, что судебная практика пошла «ещё дальше», поддерживая возможность выхода участника общества с ограниченной ответственностью без потери вложенных инвестиций [п. 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)].
Для сравнения: в соответствии с п. 5 ст. 7 Закона об АО в непубличном обществе может быть предусмотрена необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам, которое может действовать не более 5 лет, при этом в отсутствие согласия акционеров выкуп акций у такого заинтересованного акционера не предусмотрен.
В литературе неоднократно высказывалось мнение об отказе от двух форм закрытых корпораций – общества с ограниченной ответственностью и непубличного (до 1 сентября 2014 г. – закрытого) акционерного общества. По мнению ряда специалистов, закрытое акционерное общество (close corporation) является образцом некритического заимствования в российское право положений англосаксонского законодательства. В тех европейских странах, где признано общество с ограниченной ответственностью, нет правовой конструкции закрытых акционерных обществ, и, напротив, в правопорядках, которым известны «закрытые корпорации», отсутствует такая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности, как общество с ограниченной ответственностью (Суханов. 2014. С. 456), (Маковская. 2007. С. 47–81).
Отрицалась и сама идея закрытости акционерного общества, призванного аккумулировать капиталы и опосредовать свободное обращение акций. Так, Д. В. Ломакин пишет: «Основное отличие закрытого акционерного общества от общества с ограниченной ответственностью, так или иначе предопределяющее все остальные особенности этих организаций, выражается в возможности выпуска им эмиссионных ценных бумаг, названных акциями. В действительности же акции закрытого акционерного общества имеют лишь номинальное сходство с классическими акциями... существование конструкции закрытого общества в нашем законодательстве не имеет объективно обусловленных предпосылок, а механизм поддержания стабильного состава участников организации и сохранения доминирующего влияния отдельных членов с наибольшим эффектом может функционировать в обществах с ограниченной ответственность». (Ломакин. 2002. С. 73–74).
С нашей точки зрения, различие правового статуса непубличного акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью воспринято предпринимательской практикой и её сложно будет преодолеть без потерь для бизнеса, использующего возможность выбора из двух организационно-правовых форм непубличных обществ – акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью.
Непубличное акционерное общество может изменить свой статус на публичное в порядке, определённом ст. 7.1 Закона об АО. Изменение статуса общества, не являясь реорганизацией, представляет собой сложный юридический состав, предполагающий совокупность определённых корпоративных действий и актов. Согласно ст. 7.1 Закона об АО непубличное общество приобретает публичный статус со дня государственной регистрации соответствующих изменений в его устав и внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании такого общества, содержащем указание на то, что общество является публичным.
Законодатель предусмотрел определённые требования к решению об изменении статуса общества и о его переходе в публичный статус. Так, решение о внесении в устав непубличного общества изменений, содержащих указание на то, что такое общество является публичным, принимается общим собранием акционеров квалифицированным большинством голосов [3/4 голосов всех акционеров – владельцев акций каждой категории (типа)]. Уставом непубличного общества может быть предусмотрена необходимость большего числа голосов. Общим собранием акционеров так же должны быть приняты решение о внесении в устав общества изменений в части его приведения в соответствие с требованиями, установленными для публичного общества, и решение о размещении посредством открытой подписки дополнительных акций общества. При приобретении обществом публичного статуса Банком России должен быть зарегистрирован проспект акций такого общества. Как указано в п. 4 ст. 7.1 Закона об АО, дополнительными основаниями для отказа в регистрации проспекта акций, государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) акций при приобретении непубличным обществом публичного статуса являются: несоответствие размера уставного капитала и размещенных акций общества, положений устава, а также состава и структуры органов требованиям, установленным законодательством для непубличных обществ; отсутствие заключённого обществом договора с организатором торговли о листинге акций общества.