Зелёная экономика
Зелёная эконо́мика, экономическая система, целью которой является содействие устойчивому развитию, снижение воздействия на окружающую среду и повышение благосостояния людей. Модель зелёной экономики подчёркивает комплексное экономическое, социальное и экологическое развитие. Следование принципам зелёной экономики влечёт за собой переход от политики, наносящей вред окружающей среде (чрезмерное потребление ресурсов и загрязнение), к внедрению экологически безопасных и социально ответственных практик в различных отраслях. В основе зелёной экономики лежит понимание необходимости баланса между экономическим ростом, с одной стороны, и потребностями и возможностями окружающей среды и социальными потребностями – с другой. Таким образом, основные критерии зелёной экономики – ресурсосберегающая экономическая модель, низкое потребление ресурсов, меньшее загрязнение окружающей среды, высокая добавленная стоимость продукции и интенсивные методы производства. Зелёная экономика охватывает широкий спектр деятельности, включая использование возобновляемых источников энергии, энергоэффективность, устойчивое развитие сельского хозяйства, утилизацию отходов, экотуризм и инновации в области зелёных технологий.
Определение зелёной экономики
Термин «зелёная экономика» впервые был введён в научную литературу учёными-экономистами Д. Пирсом (1941–2005), А. Маркандья (род. 1945) и Э. Барбье (род. 1957) в докладе правительству Великобритании «План зелёной экономики» в 1989 г. (Barbier. 2013. P. 5). Согласно этому определению, зелёная экономика – экономика, способная реплицировать себя на устойчивой основе, это процесс систематического изменения соотношения и форматов экономического производства и экологических активов (Pearce. 1992).
Развитие концепции зелёной экономики подробно обсуждалось на международных переговорах, в том числе на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Например, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию включает принципы, способствующие: интернализации экологических издержек и использованию экономических инструментов (принцип 16), а также ограничению и ликвидации нежизнеспособных моделей производства и потребления (принцип 8).
Вызовы 21 в. требуют усовершенствования этих принципов и разработки национальных стратегий устойчивого развития, включающих меры по интеграции окружающей среды, созданию эффективной нормативно-правовой базы, эффективному использованию экономических инструментов, рыночных и других стимулов, а также формирования систем комплексного экологического и экономического учёта (Agenda 21).
В 2008 г. термин «зелёная экономика» был переосмыслен в контексте обсуждения политических мер в ответ на многочисленные глобальные кризисы. Однако даже в 21 в. ещё не сформировалось точное определение зелёной экономики. С течением времени международные организации, институты развития, представители научных и бизнес-сообществ предлагали следующие трактовки понятия:
1) экономика, приводящая к повышению благосостояния людей и социальному равенству и в тоже время к снижению экологических рисков и экологического дефицита (Vargas-Hernández. Circular Green Economy ... 2020);
2) инструмент, используемый для достижения целей устойчивого развития (Popkova. 2018);
3) экономика, которая является низкоуглеродной, ресурсоэффективной и социально инклюзивной и при которой рост доходов и занятости обеспечивается за счёт государственных и частных инвестиций в экономическую деятельность, инфраструктуру и активы, позволяющие сократить выбросы углекислого газа и предотвратить загрязнение окружающей среды, повысить эффективность использования энергии и ресурсов, а также избежать потери биоразнообразия и экосистемных услуг (Green Economy);
4) экономика, обеспечивающая лучшее качество жизни для всех в пределах экологических границ планеты (The 5 Principles of Green Economy);
5) вспомогательный компонент всеобъемлющей цели устойчивого развития, приводящий к повышению благосостояния людей и сокращению неравенства, но при этом не подвергающий будущие поколения значительным экологическим рискам (The Road to Rio+20);
6) экономика, в которой экологическая, экономическая и социальная политика и инновации позволяют обществу эффективно использовать ресурсы, повышая благосостояние людей, сохраняя при этом поддерживающие человека природные системы (Environmental Indicator Report 2012. P. 12).
Предпосылки формирования зелёной экономики
Субъекты экономики, в том числе отдельные страны, внедряют и развивают принципы зелёной экономики по ряду причин, учитывающих национальную специфику и характеристики. Однако в качестве основных выделяют следующие предпосылки формирования зелёной экономики:
1) угроза изменения климата – в конце 20 – начале 21 вв. наблюдается повышение уровня выбросов парниковых газов, повышение температуры, утрата биоразнообразия и другие климатические вызовы (Vargas-Hernández. Necessary Prerequisites ... 2020);
2) ограниченность природных ресурсов – глобальное увеличение потребления энергии, воды, минеральных ресурсов и других природных материалов;
3) угроза окружающей среде – загрязнение воды, почвы и воздуха, а также увеличение количества отходов;
4) социальная ответственность и изменение поведения и предпочтений потребителей – в 21 в. существует общественный запрос, требующий от компаний и правительств принятия мер для создания экологически устойчивых продуктов и услуг; общественное мнение стало более осознанным относительно проблем изменения климата, что привело к усиленному вниманию к ответственному использованию ресурсов в экономике;
5) формирование на государственном уровне политики устойчивого развития – государства проявляют готовность создавать и поддерживать экономические механизмы и регулятивные инструменты для перехода к зелёной экономике, такие как стимулирование использования возобновляемых источников энергии, введение экологических стандартов и субсидирование чистых технологий.
Основные характеристики зелёной экономики
Зелёная экономика призвана выполнять 2 основные задачи. Первая заключается в поддержании структуры и функций экосистем, их устойчивости к внешним изменениям и внутренним трансформациям. Вторая задача – поиск способов и инструментов сокращения использования ресурсов в производственной и потребительской деятельности, а также снижение негативного воздействия на окружающую среду (эффективность использования ресурсов) (Europe's environment ... 2011).
Основополагающим подходом зелёной экономики служит интеграция экономической и экологической политики таким образом, чтобы было возможно выявить новые источники экономического роста без негативного влияния на качество и количество природных активов. Это предполагает сочетание мер, начиная с экономических инструментов (таких как налоги, субсидии и торговая политика) в рамках политики регулирования и установления стандартов и заканчивая неэкономическими мерами (например, добровольными подходами к развитию экосистемы и предоставлением значимой для охраны окружающей среды информации).
Цель зелёной экономики – поддержание устойчивого развития, направленного на замену социальных и экологических издержек нынешней экономической модели, которая достигает пределов с точки зрения выбросов парниковых газов, использования природных ресурсов (воды, земли и др.) (Gliedt. 2007).
Признаки зелёной экономики
Зелёная экономика обладает следующими характеристиками:
1) эффективное использование природных ресурсов с целью снижения экологического следа человеческой деятельности – переход на возобновляемые источники энергии, сокращение использования нефти и газа, повышение энергоэффективности производства и транспорта и др.;
2) снижение выбросов углекислого газа и реализация мер, направленных на борьбу с изменением климата, – развитие экологически чистых технологий, внедрение новых стандартов экологической безопасности, формирование углеродных рынков;
3) развитие экологически чистых отраслей промышленности – реализация проектов в секторе возобновляемой энергетики, экологически чистое производство, утилизация и переработка отходов, околоприродные виды туризма и др.;
4) создание новых (зелёных) рабочих мест (рабочие места, способствующие сохранению или восстановлению окружающей среды, будь то в традиционных секторах, например промышленности и строительстве, или новых, развивающихся зелёных секторах, таких как возобновляемые источники энергии и энергоэффективность) – способствует повышению конкурентоспособности экономики, снижению негативного воздействия на окружающую среду, повышению социального благосостояния и др. (Green jobs, green economy, just transition and related concepts);
5) социальная ответственность – улучшение качества жизни населения путём повышения доступности экологически чистых товаров и услуг, развития сберегающих здоровье технологий и пропаганды здорового образа жизни;
6) инвестирование в чистые технологии, в частности финансирование разработки и внедрения инновационных и чистых технологий, способствующих снижению загрязнения окружающей среды и экономии природных ресурсов, – создание финансовых стимулов для инновационных компаний, поддержка научных исследований, разработка экологических стандартов и сертификации (Voumik. 2014);
7) развитие зелёных финансовых инструментов, таких как зелёные кредиты, зелёные облигации, экологические страховки, инвестиционные зелёные ПИФы и др., – стимулирование притока инвестиций в проекты, направленные на снижение загрязнения окружающей среды и борьбу с изменением климата;
8) общественное участие в процессе принятия решений на местном и глобальном уровнях, связанных с охраной окружающей среды и развитием чистых технологий, – проведение общественных консультаций, создание экологических образовательных программ, поддержка общественных организаций и движений (Europe's environment);
9) международное сотрудничество – партнёрские отношения между странами или отдельными международными организациями в целях развития общих стандартов экологической безопасности, обмена опытом и технологиями, координации действий по сокращению выбросов парниковых газов и защите окружающей среды.
Таким образом, зелёная экономика представляет собой новую парадигму экономического развития, которая ориентирована на создание устойчивой и экологически чистой экономики, способствующей достижению баланса между потребностями человека и природы, сохранению окружающей среды и улучшению качества жизни населения.
Ключевые элементы перехода к зелёной экономике
Инклюзивная зелёная экономика – процесс трансформации экономического роста, обеспечивающий постоянное динамичное развитие экономической системы. Существует несколько типологий зелёной экономики. Согласно одной из них, зелёная трансформация экономического роста происходит посредством политического вмешательства (Georgeson et al. 2017). Типология Фергюсона, подразумевающая деление на слабую/сильную зелёную экономику, – более трансформационная, но обеспечивающая благоприятные условия для перехода к зелёной экономике. Раскрывающей все ключевые элементы является типология Пеленга, согласно которой трансформационная зелёная экономика строится на точной концепции и предполагает экономический рост, а принципы зелёной экономики используются в качестве базиса в борьбе с изменением климата (Vargas-Hernández. 2019).
В 21 в. зелёная экономика находится на пике роста во всём мире и многие страны рассматривают её развитие как важную меру по содействию структурной перестройке экономики. Многие страны, особенно в ответ на внешнеэкономические вызовы, выделяют «зелёные концепции» и коннотации в своей национальной политике и планах развития в посткризисную эпоху.
Для качественного роста необходимо обеспечить реализацию и внедрение ключевых элементов зелёной экономики, представленных на рисунке 1.
Примечания к рисунку 1:
1) к примерам повышения экономической ценности природного капитала относится восстановление повреждённых и деградировавших экосистем путём посадки деревьев, террасирования, ограничения выпаса скота, строительства водохранилищ, а также методов улучшения и сохранения почвы (A Compilation of Green Economy Policies);
2) экономическое регулирование и стимулирование предполагает разработку и внедрение мер, направленных на развитие финансовых инструментов, способствующих устойчивому развитию, например постепенной отмены субсидий на ископаемое топливо (Mourougane. 2010).
Принципы зелёной экономики
На ЮНСЕД в Рио-де-Жанейро в 1992 г. была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата, в которой закреплён принцип общей, но дифференцированной ответственности (англ. Common but differentiated responsibilities, CBDR), которому должны следовать страны, развивающие зелёную экономику. Кроме того, им необходимо учитывать национальные условия. Тем не менее в 21 в. ещё не существует единой модели зелёной экономики, подходящей для всех, и в связи с этим нецелесообразно внедрять единые стандарты или обязательные показатели. Однако рекомендуется ряд направлений для успешного развития зелёной экономики, которые представлены на рисунке 2.
Индикаторы зелёной экономики
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) представила в 2008 г. набор показателей для оценки зелёной экономики. Данные показатели служат инструментом, позволяющим в дальнейшем разработать комплексный подход к формированию политики по развитию зелёной экономики. ЮНЕП подчёркивает необходимость внесения изменений в национальную экономическую политику, основанных, например, на инвестициях в чистые технологии, на укреплении экосистемных услуг и защите окружающей среды, при этом способы осуществления и стимулирования инвестиций должны быть адаптированы к местным политическим, экономическим и институциональным условиям.
Индикаторы зелёной экономики – ключевые научно обоснованные инструменты, облегчающие оценку политики зелёной экономики путём определения приоритетных проблем; формулирования и оценки вариантов политики зелёной экономики, а также оценки эффективности реализации политики (Metrics and Measurements Frameworks).
Индикаторы разделены на 3 основные группы: экология, регулирование и благосостояние, справедливость (Measuring Progress towards an Inclusive Green Economy).
В рамках первой группы оцениваются такие показатели, как изменение климата (объёмы выбросов парниковых газов, доля энергосбережения, потребление энергии на душу населения и др.); управление экосистемами (площадь лесных/водных угодий и др.); эффективность использования ресурсов (производительность энергии/воды и др.); содержание химикатов (загрязнителей окружающей среды) и утилизация отходов (сбор отходов, переработка и повторное потребление и др.).
К группе «регулирование» относят индикаторы, связанные с объёмом зелёных финансовых инструментов, наличие зелёной политики, вопросы налогообложения, наличие стимулирующих зелёных механизмов и др.
Третья группа отражает социальное благосостояние население, в частности оценивается уровень занятости в различных секторах, коэффициент Джини, уровень грамотности и осведомлённости, уровень доступности ресурсов, наличие системы здравоохранения и качество предоставляемых услуг, уровень содержания вредных химических веществ в продуктах питания и питьевой воде и др.
Меры по формированию зелёной экономики
Инклюзивная зелёная экономика предполагает ряд структурных преобразований, в ходе которых экономика будет всё больше воплощать в себе вышеперечисленные принципы.
Ниже сформулированы рекомендации, которыми могут руководствоваться заинтересованные стороны в стране для достижения чёткого направления на пути к зелёной экономике, вовлечения и мобилизации ключевых участников, усиления международного сотрудничества, повышения осведомлённости и определения приоритетных целей (Principles, priorities and pathways for inclusive green economies):
Проведение анализа экономической среды. Включает определение активов зелёной экономики, в частности её природного, социального, человеческого, физического и финансового капитала; их ценности для людей, экономики и планеты; способов экономического развития, инклюзивности и устойчивости, которые применялись до сих пор на национальном уровне и в ключевых секторах; конкретных стратегий, институтов и инициатив, которые уже работают на достижение инклюзивных и интегрированных результатов; барьеров (например, политических, мировоззренческих, потенциальных и технических); проблем (например, баланса между победителями и проигравшими, управления системными рисками и проблемными активами).
Повышение осведомлённости субъектов экономики. Подразумевает проведение образовательных и других мероприятий; налаживание взаимодействия; создание отдельного института, основной мандат которого будет связан с развитием зелёной экономики; образование на государственном уровне межведомственной группы по развитию зелёной экономики.
Формирование концепции и стратегии развития зелёной экономики. В него входит определение совместно с заинтересованными сторонами основных видений и целей (национальной) зелёной экономики, очертание возможных путей перехода, а также по возможности создание эффективных партнёрств.
Привлечение заинтересованных лиц, развитие потенциала, расширение прав и возможностей. Предполагает предоставление возможности маргинализированным заинтересованным сторонам, а также различным лидерам, сторонникам, институтам и альянсам зелёной экономики внести свой вклад в развитие зелёной экономики путём высказывания своих позиций и реализации соответствующих мер; создание условий для мобилизации и развития человеческого потенциала с помощью подходящих для этого средств.
Определение показателей учёта развития и оценки прогресса в реализации инициатив по формированию зелёной экономики. Для этого необходимо совместное с заинтересованными сторонами определение метрики, согласно которой будут учитываться достижения и оцениваться прогресс по формированию зелёной экономики; начало проведения и гармонизация экономической политики с выделенными показателями эффективности. В качестве метрик возможно выбрать индикаторы, указанные в целях устойчивого развития страны, определяемых на уровне национальных планов, стратегий и вклада в развитие экономики (например стратегии развития с низким уровнем выбросов парниковых газов), отраслевых планов и др.
Внедрение лучших практик. Включает проведение исследований международного опыта, а также уже существующих национальных практик по формированию и продвижению принципов зелёной экономики, например в области управления природными ресурсами, промышленной политики, стратегий малых и средних предприятий и др.
Проведение анализа финансовой составляющей экономики. В него входит определение основных имеющихся источников финансирования, которые соответствуют принципам инклюзивной зелёной экономики; повышение их доступности, качества и объёмов; привлечение дополнительных источников; формирование новых механизмов финансирования (например, льгот, субсидий и др.); выявление источников, способствующих сохранению «коричневой экономики» (экономики, в которой экономический рост во многом зависит от экологически разрушительных форм деятельности, особенно от ископаемых видов топлива, таких как уголь, нефть и газ), и соотнесение их с выявленными потребностями в финансировании.
Реализация справедливого перехода: подготовка мер и инициатив, направленных на повышение социальной защиты и справедливости.
Формирование и гармонизация законодательной базы: разработка соответствующих нормативно-правовых актов, внесение изменений в соответствующие нормы регулирования и обеспечение должного их исполнения.
Разработка дорожной карты: формирование проекта поэтапного плана работы, проведение общественных обсуждений и по результатам их опубликование и исполнение.
Привлечение дополнительного финансирования на отдельные проекты и расширение международного сотрудничества. Подразумевает определение потребностей в ресурсах на основе всего вышеперечисленного; составление инвестиционных предложений для государственных, частных и общественных организаций; поиск международных партнёров.