Процесс принятия решений (в менеджменте)
Проце́сс приня́тия реше́ний в менеджменте, процесс избрания человеком из нескольких альтернатив той, которая приведёт к наиболее желаемому (или наименее неприемлемому) для него результату.
Интерпретация термина «процесс принятия решения»
Слово «решение» можно трактовать как:
совокупность вариантов позитивного исхода некоторой ситуации;
процесс преодоления проблемы;
результат избранного человеком курса действий.
Термин «процесс принятия решения» тождественен второму значению слова «решение», и в связи с этим раскрытие данного определения предполагает обращение к первому и третьему толкованиям слова «решение».
В английском языке термин «процесс принятия решений» переводится как «decision making process», что указывает на различие в подходах к этом процессу в англо- и русскоговорящей культурах. В англоговорящей культуре выбор из альтернатив предполагает осознанное участие лица, принимающего решение (ЛПР), а также создание, сотворение такого решения (англ. making), которое бы удовлетворило заданным критериям. В свою очередь, в русском языке акцент делается на слове «принятие», т. е. на более пассивном подходе к выбору из уже существующих альтернатив.
Теория принятия решений в менеджменте
Теория принятия решений начала полноценно развиваться только в середине 20 в. Её основной целью является выработка таких методов, которые позволили бы человеку или группе людей рассмотреть, найти и обозначить совокупность вариантов решения проблемы, причём найти среди них наилучшие, удовлетворяющие поставленным ранее требованиям к результату, и при необходимости объяснить свой выбор.
Основными участниками процесса принятия решения выступают:
ЛПР – как правило, руководитель или достаточно компетентный в рассматриваемом вопросе специалист или группа специалистов; ЛПР обладает достаточными опытом и знаниями для принятия решения, а также несёт ответственность за совершённый выбор;
владелец процесса (ВП) – человек, который инициировал процесс принятия решений и заинтересован в принятии и выполнении решения по обозначенной проблеме; роли ВП и ЛПР часто исполняются одним и тем же человеком;
активные группы (АГ) – производственные, политические и социальные объединения, члены которых заинтересованы в принятии определённого решения и стремятся повлиять на его исход; АГ представляют собой общественный и/или производственный, корпоративный контекст, в котором действует ЛПР;
эксперты – люди, которые обладают существенной информацией о проблеме и деталях её решения и могут поделиться своими знаниями, однако не несут ответственности за принятое ЛПР решение;
консультанты – люди, организующие процесс принятия решения, составляющие модели принятия решения, собирающие необходимую для ЛПР информацию; они также не несут ответственности за последствия принятого решения.
Процесс принятия решения включает несколько этапов:
выявление проблемы (описание проблемы и желаемого результата её решения);
постановка задачи (определение совокупности вариантов решения проблемы путём перечисления вариантов, в сложных случаях – построение описательной модели);
поиск решения (выбор метода решения проблемы или разработка нового метода в соответствии с новыми потребностями, а также непосредственно анализ и процесс решения поставленной задачи по выбранному методу);
исполнение решения (реализация готового решения, контроль за процессом реализации и оценка качества принятого решения после его применения на практике).
В теории управления под управленческим решением понимается такой результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели, который позволяет осуществить целенаправленное воздействие на объект управления. Когда управленческое решение принимается непосредственно на предприятии, оно характеризуется рядом параметров, в том числе: поведением, исходящим из внутренних ценностей ЛПР и его мировоззрения; взаимодействием сотрудников на предприятии (на одном уровне и между уровнями управления); осуществлением выбора в рамках изменений во внешней среде предприятия; а также тем, что его реализация является частью общего процесса управления предприятием и частью ежедневной работы менеджера и основой для осуществления других управленческих функций.
Любое принимаемое управленческое решение зависит не только от следования установленным процедурам его принятия, но и от личной заинтересованности и взглядов ЛПР (в данном случае управляющего), что подразумевает определённую зависимость процесса принятия решений от стиля руководства ЛПР. Принятие решения зависит как от степени вмешательства ЛПР в решение задачи (либеральный или директивный стиль управления), так и от его собственного отношения к возникающим проблемам (сам ли он является инициатором решения проблемы или избегает ситуаций выбора). Данные характеристики находятся в разных информационных плоскостях (субъект-субъектный и субъект-объектный пласты), формируя классификацию из четырёх стилей принятия решений при попарном объединении перечисленных характеристик. Пятый стиль описывает либо ситуацию, где стиль принятия решений не установлен, либо случай, когда человек владеет несколькими стилями принятия решений сразу. Таким образом, можно выделить следующие стили:
Реализаторский (либерализм и продуцирование проблемной ситуации): сочетание либеральной манеры построения отношений с сотрудниками и предъявление высоких требований к себе и своей дисциплине. При принятии решения такой руководитель будет инициировать групповое обсуждение и проявление активности всех участников, однако при низкой креативности группы останется наедине с проблемой и будет решать её в одиночку.
Авторитарный (директивность и продуцирование проблемной ситуации): существенная ориентация на себя и собственные интересы в сочетании с высокой исполнительностью и инициативностью. В ситуации принятия решения сотрудники имеют минимальную свободу, каждое действие назначается сверху, а руководитель контролирует как процесс изучения альтернатив, так и этап реализации избранного варианта действий.
Маргинальный (директивность и отказ от принятия решения): сочетание высокой требовательности к подчинённым и избегания ответственности за свои действия. Такой руководитель только имитирует принятие решения, тогда как его основной целью является избегание неудач, координация усилий других людей и попытка заслужить всеми способами одобрение собственного начальства.
Попустительский (либерализм и отказ от принятия решения): в таком руководителе сочетается низкая требовательность как к себе, так и к другим; он всячески пытается избежать процесса принятия решений, оставляя подчинённых наедине с проблемой.
Ситуационный (адаптивно-аккомодационное профессиональное поведение): при принятии решений руководитель ориентируется не на личные представления и предпочтения, а исследует ситуацию на предмет наиболее подходящего стиля принятия решений из перечисленных выше. Такого руководителя отличают партисипативные отношения с подчинёнными.