Налогообложение
Налогообложе́ние, процесс установления и взимания налогов в бюджет с лиц, определяемых в качестве налогоплательщиков (физических лиц и организаций), а также определения обязательных и факультативных элементов налога в соответствии с проводимой налоговой политикой государства и действующими принципами налогообложения.
Понятие «налогообложение» может быть рассмотрено как с юридической, так и с экономической (макро- и микроэкономической) точек зрения.
С экономической точки зрения налогообложение представляет собой изъятие определённой части валового национального продукта в пользу государства в целях формирования, распределения и потребления фондов финансовых ресурсов. С этой точки зрения экономисты определяют налогообложение как экономико-правовую категорию. Например, российский экономист Т. Ф. Юткина сформулировала такое определение: «Налогообложение – это определённая совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное использование» (Юткина. 1998. С. 35).
С позиции микроэкономики налогообложение – инструмент фискальной политики и метод косвенного регулирования экономических процессов. С позиции макроэкономики налогообложение представляет собой изъятие государством в пользу общества валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, необходимого для оказания государством общественных благ.
В Налоговом кодексе РФ (НК РФ) отсутствует легальное определение налогообложения. В научной юридической литературе, в свою очередь, также нет единого подхода к пониманию данного понятия. Предлагаемые авторами определения сильно отличаются друг от друга, что усложняет установление его сущности. Большинство учёных акцентируют своё внимание на таких категориях, как принципы налогообложения, система налогообложения, режимы налогообложения, налоговая политика и т. д.
Согласно юридическому словарю, налогообложение – это система расчёта налогов и формы их выплаты (Симаева. 2017); (Налоги и налогообложение: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 2021. С. 483). Такое определение спорно, т. к. оно фактически не различает понятия «налогообложение» и «системы налогообложения».
Система налогообложения – это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. НК РФ включает общую (традиционную) систему (режим) налогообложения и специальные системы (специальные налоговые режимы).
Традиционная система в обязательном порядке применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну из специальных систем налогообложения (специальных налоговых режимов), либо они не приняли решения о применении специальных систем налогообложения.
Специальные налоговые режимы могут применять только некоторые организации-налогоплательщики, соответствующие определённым условиям, установленным законом. Условия применения той или иной системы налогообложения закреплены соответствующими положениями статей НК РФ (в частности, ст. 346.13. «Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения»).
Специальные налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, относящихся к сфере малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей, участников выполнения соглашений о разделе продукции, самозанятых лиц.
Таким образом, очевидно, что значения терминов «налогообложение» и «система налогообложения» не совпадают.
В других определениях главный акцент ставится на процесс или порядок взимания налогов. Согласно этим определениям, налогообложение – это законодательно установленный порядок взимания налогов (Бухгалтерский словарь. Электронный ресурс) или обязательное взимание налогов центральными или местными органами власти (Социологический словарь. Электронный ресурс).
Согласно Энциклопедическому словарю экономики и права налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величины налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами (Энциклопедический словарь экономики и права. Налогообложение // Словари и Энциклопедии).
Наиболее близким к указанному определению является формулировка учёного-юриста, экономиста Н. П. Кучерявенко. Система налогообложения – совокупность законодательно установленных налогов, сборов, обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены; способ обеспечения исполнения налоговой обязанности, действий, обеспечивающих уплату и контроль за своевременным и полным поступлением средств от налогов и сборов в бюджет и целевые фонды (Кучерявенко. 2009. С. 460–461).
Исходя из позиций большинства авторов (Е. Ю. Грачёва, О. В. Болтинова, Л. В. Салин, Л. А. Злобина, Н. И. Рязанова, В. В. Ковалёва, Д. Г. Черник, А. П. Починок, Э. Д. Соколова, С. Г. Пепеляев), можно сделать вывод, что под налогообложением следует понимать совокупность принципов и процедур в сфере взимания налогов, применяемых в отношении определённого круга лиц.
Кроме того, необходимо обратиться к сущностным началам налогообложения, выраженным в принципах налогообложения как важнейшего элемента налоговой системы.
Классик экономической мысли Адам Смит сформулировал 4 важнейших принципа, которые должны быть реализованы в налоговой системе любого демократического государства (Смит 1962. С. 611).
Справедливость: пропорциональное налогообложение, когда лица с разными доходами вносят в бюджет одинаковую долю своих доходов. Это соответствовало существовавшим в тот период социально-экономическим условиям. В настоящее время данный принцип изменился под влиянием экономических, политических и социальных обстоятельств и приобрёл 2 аспекта: справедливость по горизонтали (лица, находящиеся в равном положении и получившие одинаковый налогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам) и справедливость по вертикали (к более высоким доходам должны применяться повышенные ставки налога, что направлено на перераспределение доходов).
Определённость: налог, подлежащий уплате, должен быть определён точно, а не произвольно; сумма платежа и срок его уплаты должны быть ясны для плательщика. Этот принцип выполняет подчинённую роль по отношению к принципу хозяйственной самостоятельности (личной независимости) субъекта (обеспечение независимости и самостоятельности плательщика).
Удобство: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, который максимально удобен и доступен для налогоплательщика. Удобные и необременительные способы уплаты налога должны обеспечить как можно меньшее влияние налогообложения на экономическое поведение лица и устранить разрушающее воздействие на рынок. Этот принцип в современной науке получил название принципа нейтральности налогообложения.
Эффективность налоговой системы: налоговая система признаётся эффективной, если при заданном объёме аккумулируемых государством средств издержки налогового администрирования минимальны, т. е. собранные суммы налога должны превышать затраты на его сбор, при этом при установлении налога должны учитываться последствия как для экономики в целом (макроэкономические последствия), так и для отдельных налогоплательщиков (микроэкономические последствия).
В качестве количественных характеристик эффективности налоговой системы можно использовать такие экономические показатели, как налоговая нагрузка, соотношение прямых и косвенных налогов.
В России учение о принципах налогообложения было привнесено через монографию русского экономиста Н. И. Тургенева 1818 г. (Сперанский. 1998).
Если производить сравнение позиций А. Смита и Н. И. Тургенева, то видна почти полная преемственность взглядов, о чём свидетельствуют следующие принципы, описанные Тургеневым: соразмерность налогового бремени разных налогоплательщиков; определённость налогов; эффективность администрирования; взимание с доходов лица.
Представленные позиции можно с уверенностью назвать классическими и по-прежнему актуальными при построении налоговых систем современных государств. Все они в той или иной форме претерпевали изменения в ходе исторического развития института государства, однако не теряли своей актуальности.
В ст. 3 НК РФ закреплены следующие основные начала и принципы налогообложения:
каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
всеобщность и равенство налогообложения;
налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными;
недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство, т. е. прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иным образом создавать препятствия экономической деятельности физических лиц и организаций, не запрещенной законом;
ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;
при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;
акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить;
все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В современном мире существуют 4 основные модели системы налогообложения.
Англосаксонская модель преимущественно ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. Такую систему налогообложения используют США, Великобритания, Канада.
Евроконтинентальная модель характеризуется высокой долей отчислений на социальное страхование, а также большим объёмом косвенных налогов (Франция, Бельгия, Германия).
Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. Косвенные налоги наиболее гибко реагируют на изменение цен, лучше защищают бюджет от инфляции и составляют основу налоговой системы (Чили, Боливия).
Смешанная модель сочетает черты других моделей, её выбирают, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов (Российская Федерация).