Социальное равенство
Социа́льное ра́венство, положение различных индивидов и групп людей, характеризующееся одинаковым доступом к определённым благам, общественным установлениям, условиям и возможностям, а также одинаковыми правами и обязанностями. Следует различать равенство как идеал и как реальное состояние (фактическое равенство); равенство «объективное» (например, имущественное и т. п.) и субъективное его осознание индивидами и группами. Так называемое абсолютное равенство – один из важнейших элементов эгалитаристских утопий Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Б. де Мабли, Э.-Г. Морелли, Г. Бабёфа и др. В реальной социальной жизни существуют лишь различные формы относительного равенства.
Разнообразным формам равенства противостоят соответствующие формы неравенства и дискриминации. Основными разновидностями идеи равенства являются фундаментальное (онтологическое) равенство людей, равенство социальных возможностей и условий существования, равенство результатов.
Идея фундаментального равенства исходит из представления о единстве человечества и человеческой природы, основанного на каком-либо общем принципе: происхождении, наличии разума, единства людей перед Богом, едином предназначении человечества и т. д.
Равенство возможностей означает одинаковый доступ для индивидов и групп к средствам (прежде всего институциональным) достижения желаемых целей и реализации способностей и склонностей людей.
Равенство результатов состоит в том, что индивиды, независимо от различий в их способностях и усилиях, а также от социальных возможностей и условий, добиваются равных социальных благ или равного доступа к этим благам.
Равенство, как и неравенство, существует в различных сферах социальной жизни и основано на различных критериях. Различается равенство юридическое (равноправие) – равенство перед законом и судопроизводством, равенство экономическое (в доходах, имущественном положении, собственности), равенство политическое (равный доступ к влиянию и осуществлению политической власти), равенство религиозное – равные возможности исповедовать свои верования и т. д. Состояние равенства или неравенства между различными группами и стратами менялось на протяжении истории. Равенство составляло важный компонент первобытного коммунизма. В Древней Греции равенство перед законом («исономия») и равенство политических прав («исегория») существовало в афинской демократии только для свободных граждан, к которым не относились рабы, иностранцы и женщины. Стоики, среди которых были и раб Эпиктет, и император Марк Аврелий, сформулировали понятие «гражданин мира» и утверждали равенство всех людей, проистекающее из их разумной природы. Христианство провозгласило равенство всех людей перед Богом независимо от каких-либо групповых делений и иерархий.
Равные неотчуждаемые права людей обосновывали теоретики естественного права (Г. Гроций и др.). Ж.-Ж. Руссо, утверждая равенство людей от природы, видел в нём источник свободы индивидов и считал, что противоречащее этому фактическое неравенство вследствие несправедливых социальных условий должно быть устранено в процессе общественных преобразований. В противовес этому А. де Токвиль, будучи сторонником равенства, тем не менее усматривал в нём потенциальную угрозу свободе и возможный источник деспотизма.
Буржуазные революции Нового времени противопоставили сословному неравенству, основанному на наследственных привилегиях, принципиальное равенство прав всех индивидов. Наряду с юридическим равенством, в индустриальных обществах появились широкие возможности социальной мобильности и изменения социально наследуемого статуса. На общем фоне утверждения в общественном сознании принципа равенства реальное неравенство, продолжавшее сохраняться в различных сферах социальной жизни, прежде всего в экономической, стало ощущаться с повышенной остротой («принцип Токвиля»). В 19 в. борьба за достижение реального равенства выдвигается на первый план, в частности в различных направлениях социализма и коммунизма.
В целом в 19–20 вв. происходило расширение тех сфер социальной жизни, в которых утверждается принцип равенства, и тех групп (возрастных, профессиональных, этнических и т. д.), которые претендуют на равенство с другими группами. Конфликты вокруг различных аспектов проблемы равенства находятся в центре внимания самых разнообразных социальных и культурных движений 20–21 вв. Её решение осуществляется в результате политической борьбы, деятельности международных и неправительственных организаций, целенаправленной социальной политики, прогрессивного налогообложения, позитивной дискриминации (неравные условия для различных групп как средство достижения большего равенства) и др.
Конституция РФ провозглашает (ст. 19): равенство всех перед законом и судом; гарантии государства в отношении прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности); равные права и свободы, равные возможности для их реализации между мужчинами и женщинами.