Потребительские предпочтения
Потреби́тельские предпочте́ния, выбор потребителем продуктов или услуг. Потребительские предпочтения определяются потребностями покупателя, которые зависят от его положения в обществе, социальной группе, от уровня культуры, образования, семейного положения и традиций. Эти объективные обстоятельства – основа структуры и уровня потребностей, соответственно структуры потребительских предпочтений.
Структура потребительских предпочтений определяет не только в целом качество потребления, но и предпочтения отдельных благ. Так, в любых условиях вегетарианец предпочтёт овощи и фрукты мясу и колбасе. Цена товара и доход потребителя являются важнейшими факторами, определяющими потребительские предпочтения. Снижение дохода заставляет потребителя либо покупать меньше продукта, либо заменять его другим, более дешёвым.
Современная экономическая теория в качестве важного фактора, влияющего на потребительские предпочтения, включает полезность, которая зависит от субъективного состояния потребителя. Кроме этих основных факторов, определяющих потребительские предпочтения, экономисты (например, американский экономист Харви Лейбенстайн) выделяют, с одной стороны, виды спроса, зависящие непосредственно от вкусов и предпочтений потребителей (нефункциональный спрос, в том числе мода, престижное или демонстративное потребление), с другой – зависящие от объективных свойств товара (функциональный спрос).