Стейкхолдеры
Стейкхо́лдеры (англ. stakeholders – заинтересованные стороны), физические лица, сообщества, организации, имеющие какие-либо ожидания по отношению к деятельности организации или развитию территории, а также лица, обладающие возможностью оказывать влияние на организацию или территорию либо на которых могут влиять организация или территория.
Впервые термин «стейкхолдер» был применён во внутренних документах Стэнфордского исследовательского института (Stanford Research Institute) в 1963 г. Тогда он обозначал группу лиц, интересы которых необходимо учитывать при управлении организацией. В 1970–1980-е гг. учёные и специалисты развивали концепции, связанные с развитием отношений организаций с теми, кто может оказывать влияние на деятельность последних и на кого они могут оказывать влияние. В 1984 г. Э. Фриман (род. 1951) предложил концепцию управления отношениями со стейкхолдерами (Stakeholder Relationship Management, SRM). Её суть заключалась в том, что если организация анализирует и выстраивает взаимовыгодные отношения с лицами, способными влиять на неё или подвергающимися её влиянию, то это будет способствовать созданию большей ценности (пользы) для каждой стороны.
Управление отношениями со стейкхолдерами заключается в построении долгосрочных, доверительных отношений с заинтересованными сторонами с учётом их взаимовлияния и влияния на организацию.
Управление отношениями со стейкхолдерами включает в себя 4 этапа: 1) определение заинтересованных сторон, их интересов, ожиданий, ресурсов; 2) планирование взаимодействия с заинтересованными сторонами; 3) их вовлечение во взаимодействие с организацией; 4) контроль работы по взаимодействию со стейкхолдерами.
На первом этапе определяются общие темы и точки преткновения для компании и её стейкхолдеров; выясняется, по какому поводу компании необходимо взаимодействовать с заинтересованными сторонами и с какими стейкхолдерами конкретно. Определяются ключевые стейкхолдеры; составляется карта заинтересованных лиц с конкретизацией их проблем, относящихся к деятельности организации. Ключевые заинтересованные стороны могут быть выявлены с помощью матрицы Обри Менделоу по влиянию на деятельность организации и уровню интереса к ней или модели Теренса Митчелла по критериям власти (влияния на организацию), законности (правомерности данного воздействия) и срочности требований. На втором этапе устанавливаются цели сотрудничества с заинтересованными сторонами и возможный результат, составляется план по реализации данных целей. Третий этап подразумевает осуществление мероприятий по привлечению стейкхолдеров к сотрудничеству с компанией, например, за счёт получения отзывов заинтересованных лиц о деятельности организации, поддержания с ними связи с помощью телефонных «горячих линий», встреч, в том числе виртуальных, профильных комитетов с их участием и др. Четвёртый этап включает в себя организацию обратной связи от стейкхолдеров по поводу сотрудничества компании с ними и совершенствование данных процессов, а также формирование отчётных документов о взаимодействии компании с заинтересованными сторонами и при их участии.