Зальцбургский фестиваль
За́льцбургский фестива́ль (нем. Salzburger Festspiele), международный музыкально-театральный фестиваль.
История
Проводится ежегодно в Зальцбурге в течение 5–6 недель в июле – августе. Основан по инициативе режиссёра М. Рейнхардта, поэта и драматурга Г. фон Гофмансталя, композитора и дирижёра Р. Штрауса, художника А. Роллера, дирижёра Ф. Шалька, которые в 1917 г. образовали комитет по организации фестиваля. Открылся 22 августа 1920 г. пьесой «Имярек» Гофмансталя («Jedermann»). В 1921 г. по инициативе дирижёра Б. Паумгартнера в программу были включены концерты, в том числе духовной музыки; с 1922 г. регулярно ставятся оперы, с 1923 г. – драматические спектакли, с 1925 г. – балеты, с 1926 г. – оперетты. В 1924 и 1944 гг. Зальцбургский фестиваль не проводился.
Постоянные участники с момента основания – оркестр «Моцартеум», Венский филармонический оркестр, Венская государственная опера и драматические театры Вены. Первая иностранная труппа, приглашённая на Зальцбургский фестиваль, – Оперная студия Ленинградской консерватории (1928; среди постановок – оперы «Каменный гость» А. С. Даргомыжского и «Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова); первый оркестр – Будапештский филармонический оркестр под управлением Э. фон Донаньи (1931). К середине 1930-х гг. Зальцбургский фестиваль стал крупнейшим событием европейской культурной жизни: здесь выступали дирижёры Б. Вальтер, А. Тосканини, В. Фуртвенглер, Ф. Буш; режиссёры М. Рейнхардт, Л. Валлерштайн; актёры А. Моисси, В. Краус, Х. Тимиг; певцы В. Урсуляк, Р. Таубер, Р. Майр и др.; принимали участие художники К. Хольцмайстер, О. Кокошка (большинство покинули Европу после аншлюса Австрии 1938). В годы аншлюса, несмотря на резко сократившийся репертуар, художественный уровень фестиваля поддерживали дирижёры К. Краус (в 1942–1944 генеральный интендант), К. Бём, Х. Кнаппертсбуш, пианист Э. Фишер, режиссёр В. Фельзенштейн и др.
После Второй мировой войны расцвет Зальцбургского фестиваля связан с деятельностью Г. фон Караяна (с 1948; в 1956–1960 художественный руководитель, в 1964–1988 член дирекции). Большое внимание современной режиссуре в опере и драме уделял Ж. Мортье (художественный руководитель в 1990–2001), который привлёк к драматическим постановкам режиссёра П. Штайна (1992–1997). В 2002–2006 гг. руководителем фестиваля был композитор и дирижёр П. Ружичка, в 2007–2010 гг. – режиссёр Ю. Флимм, в 2011 и с 2017 гг. – пианист М. Хинтерхойзер.
Для проведения фестиваля используются залы «Ландестеатра», «Моцартеума», соборы, дворцы, парки и площади Зальцбурга. В 1925 г. мистерией «Зальцбургский большой театр жизни» Г. фон Гофмансталя (режиссёр М. Рейнхардт) открылся Фестивальный театр (с 1963 Малый фестивальный театр, с 2006 «Дом для Моцарта», Haus für Mozart). С 1926 г. часть спектаклей проходит в бывшей летней школе верховой езды (Felsenreitschule; до 1970 под открытым небом), первая постановка – комедия «Слуга двух господ» К. Гольдони. 26 июля 1960 г. оперой «Кавалер розы» Р. Штрауса под управлением Г. фон Караяна открылся Большой фестивальный театр (Große Festspielhaus, современное название с 1963).
Музыкальный репертуар
В музыкальных программах, составляющих основу Зальцбургского фестиваля, преобладают произведения австрийских и немецких авторов, прежде всего В. А. Моцарта и Р. Штрауса. Традиционно в музыкальную программу входят произведения Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, К. М. фон Вебера, Дж. Верди, Р. Вагнера. Состоялись мировые премьеры опер: «Волшебный напиток» Ф. Мартена (1948), «Смерть Дантона» (1947) и «Процесс» (1953) Г. фон Эйнема, «Антигона» (1949) и мистерия «Комедия о конце времени» (1973) К. Орфа, «Пенелопа» Р. Либермана (1954), «Ирландская легенда» В. Эгка (1955), «Джульетта» Х. Эрбзе (1959), «Фалунские рудники» Р. Вагнера-Регени (1961), «Ваал» Ф. Церхи (1981), «Чёрная маска» К. Пендерецкого (1986), «Хроника места» Л. Берио (1999), «Удод и триумф сыновней любви» Х. В. Хенце (2003). Русская музыка представлена, в частности, операми М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1965, дирижёр и режиссёр Г. фон Караян; 1994, дирижёры К. Аббадо, Э. Мэнсон, режиссёр Х. Вернике; 1997, дирижёр В. А. Гергиев), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (2017), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (2018; обе – дирижёр М. Янсонс). В 1994 г. исполнены сочинения И. Ф. Стравинского: «Похождения повесы» (дирижёр С. Кембрелинг), «История солдата» (дирижёр А. В. Борейко), «Царь Эдип», «Симфония псалмов» (дирижёр К. Нагано) и «Соловей». Мариинский театр (дирижёр Гергиев) представил в концертном исполнении оперы: «Хованщина» Мусоргского (1999), «Пиковая дама» (2000; в партии Германа – П. Доминго) и «Мазепа» Чайковского (2005), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (2000), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (2001, совместная постановка, режиссёр П. Муссбах), «Война и мир» С. С. Прокофьева (2004). В 2007 г. поставлена опера «Евгений Онегин» Чайковского.
Среди участников Зальцбургского фестиваля в послевоенный период: дирижёры – К. Аббадо, Н. Арнонкур, Д. Баренбойм, Л. Бернстайн, П. Булез, С. Бычков, Дж. Э. Гардинер, В. Заваллиш, Т. Курентзис, Дж. Левайн, Л. Маазель, З. Мета, Р. Мути, К. Нагано, Сэйдзи Одзава, К. Петренко, Г. Н. Рождественский, Ю. Х. Темирканов, К. Тилеман, Ф. Херревеге, Г. Шолти; певцы – Т. Адам, Ч. Бартоли, Т. Берганса, О. В. Бородина, Г. П. Вишневская, Н. Гедда, Э. Груберова, К. Людвиг, А. Ю. Нетребко, Дж. Норман, Г. Прей, Д. Фишер-Дискау, Д. А. Хворостовский, Э. Шварцкопф, П. Шрайер; режиссёры – Э. Лотар, Г. Реннерт, Дж. Стрелер, Г. Табори, Ж.-П. Поннель, И. Нагель, Г. Купфер, Г. Фридрих, О. Шенк, П. Шеро, Р. Уилсон. На Зальцбургском фестивале выступали Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии (1992), Квартет имени Бородина (1992, 2002), камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством В. Т. Спивакова (1988), струнное трио «Солисты Москвы» (О. М. Каган, Ю. А. Башмет, Н. Г. Гутман, 1989); пианисты Э. Г. Гилельс, Е. И. Кисин, С. Т. Рихтер, Г. Л. Соколов, Д. О. Трифонов, А. Шифф, скрипачи М. А. Венгеров, Л. Б. Коган, Г. Кремер, Д. Ф. Ойстрах, В. В. Репин, виолончелист М. Л. Ростропович.
С 2012 г. в рамках Зальцбургского фестиваля проводится фестиваль духовной музыки Ouverture spirituelle. В 2010 г. учреждён конкурс дирижёров Nestlé and Salzburg Festival Young Conductors Award (с 2021 Премия для молодых дирижёров имени Караяна, Herbert von Karajan Young Conductors Award).
Драма
Постановки пьес У. Шекспира, Мольера, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, К. Гольдони, Ф. Грильпарцера, Ф. Раймунда, И. Н. Нестроя, А. Шницлера, Э. фон Хорвата, П. Клоделя и т. д. продолжают традиции М. Рейнхардта, религиозного театра барокко и народного комедийного театра. Предлагаются новые трактовки произведений античных авторов, в их числе: «Эдип в Колоне» Софокла (2010, режиссёр П. Штайн), «Персы» Эсхила (2018, режиссёр У. Раше), «Ифигения» по мотивам Еврипида (2022, режиссёр Э. Марциньяк) и др.
Внимание уделяется современной драматургии, большей частью немецкоязычной (Т. Бернхардт, П. Хандке, Х. Мюллер, Б. Штраус, Э. Елинек, Т. Ленсинг и др.). Русская литература представлена пьесами А. П. Чехова [«Вишнёвый сад» (1995, режиссёр П. Штайн), «Чайка» (2004, режиссёр Ф. Рихтер)], М. Горького («Дачники», 2019, режиссёр Е. П. Титов), инсценировками произведений Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», 2009, режиссёр А. Брет). В рамках фестиваля с гастролями выступали российские театры: МХАТ (1984; «Тартюф», режиссёр А. В. Эфрос; «Чайка», режиссёр О. Н. Ефремов), Московский театр под руководством О. П. Табакова (1996, «Страсти по Бумбарашу» Ю. Ч. Кима, режиссёр В. Л. Машков).
В фестивале принимали участие видные режиссёры: С.-Э. Бехтольф, К. Варликовский, К. М. Грюбер, Г. Купфер, Э. Лотар, К. Марталер, И. Нагель, Х. Нойенфельс, Л. Персеваль, Ж.-П. Поннель, Г. Реннерт, П. Селларс, Г. Табори, Г. Фридрих, О. Шенк и др.
В 2023 г. центральное место в драматической программе вновь заняла постановка пьесы Г. фон Гофмансталя «Jedermann» («Имярек»; режиссёр М. Штурмингер). В год 150-летия М. Рейнхардта с помощью приложения виртуальной реальности Faust VR фестиваль представил проект «ФАУСТ 2023 – Перформативный тур», посвящённый легендарному спектаклю Рейнхардта середины 1930-х гг.
В 2023 г. пост программного директора драматического направления заняла российский театральный критик М. Ю. Давыдова.