Бородина Ольга Владимировна
Бородина́ О́льга Влади́мировна (род. 29.7.1963, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), российская певица (меццо-сопрано), народная артистка РФ (2002).
Биографические сведения
В 1981–1983 гг. училась в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова) по классу В. Н. Гаген, в 1989 г. окончила Ленинградскую консерваторию по классу И. П. Богачёвой.
С 1987 г. солистка Мариинского театра, куда была приглашена после победы на 12-м Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М. И. Глинки (1-я премия, Баку, 1987); с первых выступлений заняла ведущее положение в труппе. Дебютировала в партии Зибеля в опере «Фауст» Ш. Гуно в 1988 г., в следующем году с большим успехом исполнила партию Марфы в опере «Хованщина» М. П. Мусоргского на фестивале, посвящённом композитору (дирижёр В. А. Гергиев). Среди высших достижений: партии Марфы, Марины Мнишек, Саламбо («Хованщина», «Борис Годунов», «Саламбо» Мусоргского), Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Ольга, Полина/Миловзор («Евгений Онегин», «Пиковая дама» П. И. Чайковского), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Элен Безухова («Война и мир» С. С. Прокофьева), Амнерис и Эболи («Аида» и «Дон Карлос» Дж. Верди), Маргарита («Осуждение Фауста» Г. Берлиоза), Анджелина («Золушка» Дж. Россини) и Любаша («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова; обе – концертное исполнение).
Международную карьеру начала после побед на Международных конкурсах имени Розы Понсель (Нью-Йорк, 1988, золотая медаль) и имени Франсиско Виньяса (Барселона, 1989, Гран-при); стала одной из самых востребованных меццо-сопрано мировой оперной сцены. В 1992 г. дебютировала в театре «Ковент-Гарден» в партии Далилы («Самсон и Далила» К. Сен-Санса; партия Самсона – П. Доминго, ставший постоянным партнёром О. В. Бородиной в этой опере). Выступала на сцене этого театра в партиях Маргариты («Осуждение Фауста» Г. Берлиоза, сценическая версия, 1993), Анджелины («Золушка» Дж. Россини, 1994), Марфы («Хованщина» М. П. Мусоргского, 2000), Марины Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского, 2003), Принцессы Буйонской («Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа, 2010), Амнерис («Аида» Дж. Верди, 2011).
В 1995 г. впервые выступила в США, в Опере Сан-Франциско («Золушка» Дж. Россини), затем там же – в операх «Кармен» Ж. Бизе (заглавная партия, 1996), «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова (2000), «Самсон и Далила» К. Сен-Санса (впервые в 2001), «Итальянка в Алжире» Россини (партия Изабеллы, 2005). В 1997 г. дебютировала в театре «Метрополитен-опера» (партия Марины Мнишек в опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского под управлением В. А. Гергиева). Среди опер, исполненных на этой сцене: «Самсон и Далила» К. Сен-Санса (открытие сезона 1998/1999, партия Самсона – П. Доминго, дирижёр Дж. Левайн; в 2004 записана на DVD), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1999, партия Германа – Доминго, дирижёр Гергиев), «Аида» Дж. Верди (впервые в 1998), «Итальянка в Алжире» (2004), «Золушка» (2005) Россини, «Джоконда» А. Понкьелли (партия Лауры), «Дон Карлос» Верди (обе – 2006), «Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа, «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза (обе – 2009), «Хованщина» Мусоргского (2012). Также выступает в «Лирической опере Чикаго» (впервые в 2003 в партии Далилы), Вашингтонской национальной опере (впервые в 2005 в этой же партии).
В 1999 г. дебютировала на сцене театра «Ла Скала» в опере «Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа, также выступала в опере «Самсон и Далила» К. Сен-Санса (2002). В Парижской опере пела в операх «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (впервые в 1991), «Дон Карлос» Дж. Верди (впервые в 1999), «Кармен» Ж. Бизе (впервые в 2000).
Среди дирижёров спектаклей с участием Бородиной: В. А. Гергиев, Дж. Ливайн, Р. Мути, Б. Хайтинк, К. Дейвис. Среди партнёров по оперной сцене: певцы П. Доминго, А. Краус, Л. Паваротти, Х. Кура, Р. Аланья, Д. А. Хворостовский, С. П. Лейферкус, Р. Ллойд, М. Салминен, В. Ла Скола, Й. Бота, М. Джордани, Р. Папе, певицы М. А. Гулегина, Р. Флеминг, К. Те Канава, Б. Фриттоли. Участвует в крупнейших мировых музыкальных фестивалях (Эдинбургский, Зальцбургский и др.).
Профессор кафедры сольного пения Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (с 2019). Почётный профессор Санкт-Петербургской консерватории (2020).
Член жюри Международного конкурса музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского (2015).
Творчество
Обладает редким голосом – колоратурным меццо-сопрано – и прекрасной исполнительской школой. Владеет широким оперным репертуаром, основу которого составляют драматические и трагедийные партии. При этом она получила признание и как выдающаяся исполнительница партий в операх Дж. Россини (это позволило критикам предположить, что комическое амплуа Бородиной ближе драматического). Сама певица определяет свой голос как лирический (см.: Бородина О. Ольга Бородина: «Глупо на все соглашаться, боясь потерять расположение дирижера» / О. Романцова // ClassicalMusicNews.Ru), однако он может звучать с большой силой и энергией. Она глубоко вживается в образы своих героинь, захватывая аудиторию правдивостью чувств. Бородина известна строгим отношением к режиссёрским трактовкам и неоднократно отказывалась от постановок на престижных сценах, если замысел режиссёра, на её взгляд, искажал смысл произведения.
Одна из крупнейших современных исполнительниц камерной музыки, прежде всего русской (П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов). В программу юбилейного концерта на сцене Государственного Кремлёвского Дворца (2013) включила также джазовые произведения и народные песни.
Аудио- и видеозаписи
Мировому признанию Бородиной способствовали телевизионные трансляции спектаклей Мариинского театра: «Хованщина» (1991) и «Борис Годунов» (постановка А. А. Тарковского, 1990) М. П. Мусоргского, «Война и мир» С. С. Прокофьева (постановка Г. Вика, 1991), а также аудиозаписи опер на лейбле Philips, среди которых: «Травиата» Дж. Верди (1993, Флора), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1994), «Сила судьбы» Верди (1997), «Борис Годунов» (2002). На лейбле Philips вышел ряд сольных дисков Бородиной: романсы Чайковского (1994), романсы русских композиторов (1995), оперные арии (1997), арии и дуэты с Д. А. Хворостовским (1998), программы «Русское Рождество» с духовными сочинениями А. Т. Гречанинова, П. Г. Чеснокова, А. К. Лядова и др. («Russian Christmas», 1996) и «Ольга Бородина. Портрет» с произведениями из её оперного и камерного репертуара («Olga Borodina. Portrait», 2 диска, 2007). Как солистка участвовала в записи кантатно-ораториальных произведений, среди которых: «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (дирижёр Н. Н. Корнев, 1994), «Смерть Клеопатры» Г. Берлиоза, «Александр Невский» С. С. Прокофьева (обе – под управлением В. А. Гергиева, 2003).
Награды
Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (за партию Любаши в опере «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, 1997); премия «Балтика» «за выдающиеся достижения в оперном искусстве» (1999); премия имени Д. Д. Шостаковича Международного благотворительного фонда Ю. А. Башмета (2000); Государственная премия РФ (2006); премия «Грэмми» (в составе исполнительского коллектива за запись «Реквиема» Дж. Верди с Чикагским симфоническим оркестром под управлением Р. Мути, 2010); российская национальная оперная премия «Онегин» (2019).