Шницлер Артур
Шни́цлер А́ртур (Arthur Schnitzler) (15.5.1862, Вена – 21.10.1931, там же), австрийский драматург и прозаик.
Родился в обеспеченной семье известного еврейского врача-ларинголога Иоганна Шницлера (1835–1893). В 1871–1879 гг. учился в венской Академической гимназии; писал стихи и драмы. В 1879–1884 гг. учился на медицинском факультете Венского университета. В 1885 г. защитил диссертацию, до 1893 г. работал ассистентом врача-психиатра. С 1887 г. редактировал основанный отцом журнал Internationale Klinische Rundschau. До 1895 г. публиковал статьи и рецензии на медицинские темы.
Первая литературная публикация Шницлера – стихотворение «Любовная песнь балерины» («Liebeslied der Ballerine», 1880). Дебютировал как прозаик в 1886 г. новеллой «Он ждёт Бога, свободного от обязанностей» («Er wartet auf den vazierenden Gott»). С 1890 г. вместе с Г. фон Гофмансталем, Р. Бер-Гофманом и Г. Баром состоял в литературной группе «Молодая Вена».
В цикле одноактных драм «Анатоль» (Anatol. Berlin, 1893), в пьесах «Сказка» («Das Märchen», 1891), «Игра в любовь» («Liebelei», 1895), «Дичь» («Freiwild», 1896), «Завещание» («Vermächtnis», 1899) А. Шницлер обратился к коллизиям и конфликтам интимной и публичной жизни австрийской столицы конца века, к драматически заострённым ситуациям любовной игры на грани смерти. В новеллах «Умирание» («Sterben», 1894), «Прощание» («Ein Abschied», 1896), «Мёртвые молчат» («Die Toten schweigen», 1897) погрузился в тонкий анализ сложных состояний человеческой психики, в «истины бессознательного» (Freud S. Briefe 1873 – 1939. Frankfurt a.M., 1980. S. 357). Мир, социум предстаёт у Шницлера как производная субъективных ощущений и представлений. В одноактной драме-гротеске «Зелёный какаду» («Der grüne Kakadu», 1898), написанной на историческом материале, звучат социально-критические мотивы (взятие Бастилии; аристократическое общество, беззаботно веселящееся и щекочущее себе нервы созерцанием порока и преступления), однако центральная линия связана с игрой в любовь и смерть, с маскарадом, театральным представлением.
В пьесе «Хоровод» («Reigen», 1900) – самом скандальном драматическом произведении А. Шницлера – жизнь предстаёт как идущая по кругу череда соитий, законных и беззаконных, объединяющая людей в некоем танце любви, за которым маячит смерть. Однако социальный порядок и общественные установления не подлежали безусловному исключению из художественного мира Шницлера. В новелле «Лейтенант Густль» («Leutnant Gustl», 1901), построенной в форме внутреннего монолога героя, автор создал развёрнутое изображение обыденного сознания, личности, определяемой и собственными телесными потребностями, и жёстким кодексом сословного поведения. В 1901 г. офицерский суд чести осудил Шницлера за публикацию этой новеллы как порочащей армию и лишил его воинского звания.
В романе «Путь на волю» («Der Weg ins Freie», 1908) и в особенности в драме «Профессор Бернгарди» («Professor Bernhardi», 1912) социальная проблематика и вопрос антисемитизма в австрийском обществе выдвинуты на первый план. Драма была запрещена к постановке вплоть до распада Австро-Венгерской империи в 1918 г.
В 1915 г. начал работу над автобиографической книгой «Юность в Вене» («Jugend in Wien»), оставшейся незавершенной (опубликована Jugend in Wien : Eine. Wien ; München ; Zürich, 1968). В созданных после Первой мировой войны 1914–1918 гг. новеллах «Барышня Эльза» («Fräulein Else», 1924), «Новелла сновидений» («Traumnovelle», 1926) и «Игра на рассвете» («Spiel im Morgengrauen», 1927) обратился к навсегда исчезнувшему довоенному миру, погружая своих героев в атмосферу сумерек, смешивая сон и явь, осознанное и бессознательное. Писатель с семнадцатилетнего возраста до конца жизни вёл подробный дневник, десять томов которого опубликованы в 1981–2000 гг.
Произведения Шницлера были многократно экранизированы: фильмы «Флирт» (1932) по пьесе «Игра в любовь», «Карусель» (1950) по пьесе «Хоровод» (обе – режиссёр М. Офюльс), «С широко закрытыми глазами» (1999) по «Новелле сновидений» (режиссёр С. Кубрик). Вплоть до начала 1920-х гг. творчество Шницлера пользовалось исключительным успехом в России.