Макс Рейнхардт
Макс Ре́йнхардт (Макс Райнхардт, Max Reinhardt; настоящие имя и фамилия Максимилиан Гольдман, Maximilian Goldmann) (9.9.1873, Баден, Австро-Венгрия – 31.10.1943, Нью-Йорк), австрийский и немецкий режиссёр.
Учился актёрскому мастерству в Вене у М. Штребера и Э. Бюрде. С начала 1890-х гг. играл в театрах Вены, Братиславы, Будапешта, Дрездена, Зальцбурга, Праги. Параллельно в 1894–1903 гг. в «Немецком театре» О. Брама. В 1901 г. открыл в Берлине кабаре «Шум и дым» (с 1902 «Малый театр»).
С 1903 г. актёр и режиссёр «Малого театра» и «Нового театра» (здесь в 1905 поставил «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, где впервые использовал вращающуюся сцену – т. н. круговая режиссура).
В 1905–1933 гг. (с перерывами) возглавлял «Немецкий театр» (ставил в основном классику), организовал при нём актёрскую школу.
В 1906 г. открыл рядом Камерную сцену («Каммершпиле» с современным репертуаром), тогда же поставил там один из самых значительных спектаклей этого времени «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда.
Среди лучших постановок: «Ночлежка» («На дне») М. Горького (1903), «Гамлет» У. Шекспира (1904, 1910), «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (1932), спектакли по произведениям немецкой и мировой классики, пьесы античных авторов и современных драматургов. Ставил спектакли на арене цирка, в мюзик-холлах («Царь Эдип» Софокла – Г. фон Гофмансталя, 1910, Нойе мюнхенер мюзик-холл и цирк Чинизелли; «Миракль» по пьесе «Сестра Беатрис» М. Метерлинка, 1911, Олимпия-холл, Лондон), на городских площадях (мистерия «Каждый человек», 1920, Зальцбург).
В 1910–1930-х гг. руководил различными театрами Берлина и Вены.
В 1912–1915 гг. также приглашённый режиссёр в Париже, Нью-Йорке, Стокгольме, Кристиании. Один из инициаторов Зальцбургского фестиваля.
После прихода к власти в Германии национал-социалистов в 1933 г. уехал в Австрию, в 1934 г. подписал контракт с голливудской киностудией Warner Brothers (начинал в кино в 1910-х гг.), в 1935 г. совместно с У. Дитерле снял фильм «Сон в летнюю ночь».
В 1937 г. эмигрировал в США. В 1938 г. открыл мастерскую сценического, кино- и радиоискусства в Голливуде.
Один из крупнейших режиссёров-реформаторов, Рейнхардт совмещал в своём творчестве различные приёмы и стилистики. Сознательно уходя от любых устоявшихся схем, стремился достичь тотального воздействия на зрителя, применяя все возможные средства (изобретательная, подчёркнуто декоративная сценография, внимание к игре света и тени, позволяющая достичь быстрой смены места действия вращающаяся сцена, использование запахов и т. п.). Безошибочно угадывая артистическое дарование, умел создать уникальный исполнительский ансамбль (А. Бассерман, Е. Вайгель, П. Вегенер, А. Моисси, Э. Яннингс и др.). Деятельность Рейнхардта оказала значительное влияние на актёрское и режиссёрское искусство 20 в., в особенности на экспрессионизм.