Раймунд Фердинанд
Ра́ймунд Фердина́нд (Ferdinand Raimund; настоящая фамилия Райман, Raimann) (1.6.1790, Вена – 5.9.1836, Поттенштайн, Нижняя Австрия), австрийский актёр, театральный режиссёр и драматург.
Сын ремесленника. После смерти родителей в 1804 г. оставил школу и в 1805 г. поступил учеником к кондитеру. После неудачных попыток в 1808 г. поступить на сцену в Вене и Пресбурге (ныне Братислава), в 1809 г. присоединился к бродячему театру.
В 1814 г. вернулся в Вену и был принят в «Театр ин дер Йозефштадт», где дебютировал как актёр в пьесе А. фон Коцебу «Осада Сарагосы» и в драмах Ф. Шиллера «Разбойники» и «Вильгельм Телль». Огромного успеха Раймунд добился в 1815 г., сыграв комическую роль ревнивого скрипача в фарсе Й. А. Глейха «Музыканты на Верхнем рынке».
В 1817 г. перешёл на главную сцену венского народного театра – в «Леопольдштедтер-театр»; служил в нём актёром, режиссёром и драматургом, а с 1828 по 1830 гг. – директором.
Летом 1826 г. во время гастролей в Мюнхене у Раймунда обнаружились признаки острого психического расстройства – панический страх заразиться бешенством. С 1831 г., после конфликта с владельцем театра, Раймунд выступал на сценах Вены, Мюнхена, Гамбурга, Берлина и Праги и сыграл свыше 170 ролей. В августе 1836 г. после укуса собаки в состоянии глубокой депрессии совершил попытку самоубийства и вскоре умер.
Раймунд – реформатор венской «народной комедии». В 1823 г. с успехом поставил свою первую пьесу «Мастер барометров на волшебном острове. Волшебный фарс с песнями и танцами» («Der Barometermacher auf der Zauberinsel»). В своей комедийно-сказочной пьесе «Алмаз короля духов» («Der Diamant des Geisterkönigs», 1824), написанной на один из сюжетов «Тысячи и одной ночи», блестяще сыграл роль комического слуги Флориана. Наибольшую известность получили его романтические комедии-сказки «Девушка из страны фей, или Крестьянин-миллионер» («Das Mädchen aus der Feenwelt oder Der Bauer als Millionär», 1826, русский перевод 1830), «Король Альп и Человеконенавистник» («Der Alpenkönig und der Menschenfeind», 1828), «Расточитель» («Der Verschwender», 1834), в которых волшебные ситуации сочетаются с достоверным изображением человеческих характеров, а комедийно-игровое, развлекательное начало – с трагико-меланхолической аллегоричностью.
Имя Раймунда носит основанный в 1893 г. «Раймунд-театр» в Вене.