Еврипид
Еврипи́д (Εὐριπίδης) (около 484 до н. э., о. Саламин – 406 до н. э., Пелла), древнегреческий драматург.
Родился в зажиточной афинской семье. По некоторым сведениям, уже в 18 лет начал писать трагедии, но в состязании трагических поэтов впервые принял участие только в 455 г. до н. э., когда была поставлена его пьеса «Пелиады» (Πελιάδες), и занял 3-е место. Первую победу одержал в 441 г. до н. э. Всего становился победителем в таких состязаниях 4 раза, 5-я награда присуждена посмертно. Хотя вся жизнь Еврипида была посвящена литературной деятельности, однажды он вошёл в состав посольства, отправленного в г. Сиракузы на о. Сицилия. Был начитанным человеком, владел значительной частной библиотекой; находился под сильным влиянием софистов (Протагора, Антифонта), Анаксагора и других философов 5 в. до н. э. После 408 г. до н. э. драматург по приглашению македонского царя Архелая прибыл к его двору в Пеллу, где и умер.
Еврипид написал cвыше 90 произведений; сохранились 17 трагедий, сатировская драма «Киклоп» и множество драматических фрагментов, доказывающих значительную популярность трагедий Еврипида в эпоху эллинизма. Лучшие, по оценке древних, пьесы Еврипида до нас не дошли; из уцелевших только трагедия «Ипполит» получила первую награду на состязаниях поэтов. С уверенностью можно датировать лишь 8 трагедий: «Алкестида» (Ἄλϰηστις, 438 до н. э.), «Медея» (Μῄδεια, 431 до н. э.), «Ипполит» (‘Ιππόλυτος, 428 до н. э.), «Троянки» (Τρώαδες, 415 до н. э.), «Елена» (‘Ελένη, 412 до н. э.), «Орест» (’Ορέστης, 408 до н. э.), а также «Вакханки» (Βάϰχαι) и «Ифигения в Авлиде» (’Ιφιγένεια ἡ ἐν Αὐλίδι; обе – 406 до н. э.), поставленные в 405 г. до н. э. посмертно. Прочие датируются по косвенным свидетельствам: «Гераклиды» (‘Ηραϰλεῖδαι, 430 до н. э.), «Андромаха» (’Ανδρομάχη, 425–423 до н. э.), «Гекуба» (‘Εϰάβη, 424 до н. э.), «Просительницы» (‘Ιϰέτιδες, 422–420 до н. э.), «Геракл» (‘Ηραϰλῆς, рубеж 420–410-х гг. до н. э.), «Ифигения в Тавриде» (’Ιφιγένεια ἡ ἐν Ταύροις, 414 до н. э.), «Электра» (’Ηλέϰτρα, 413 до н. э.), «Ион» (Ἴων, 412–408 до н. э.), «Финикиянки» (Φοίνισσαι, 411–409 до н. э.). Дошедшая под именем Еврипида трагедия «Рес» (‘Ρῆσος) написана поэтом более позднего времени.
Благодаря характерному сплаву интеллектуализма и искусной драматургической техники Еврипид уже в Античности был признан «философом на сцене». Он подверг изменению тип трагедии, сложившийся в творчестве его старших современников Эсхила и Софокла. Используя традиционные мифологические сюжеты, Еврипид находил трактовки, позволявшие выразить глубочайший трагизм человеческих судеб (Аристотель в «Поэтике», XIII, назвал Еврипида «трагичнейшим из поэтов»), проникнуть в душу героев, раскрыть темы, волновавшие афинское общество его времени: участь человека и влияние на неё богов; верность, дружба, ложное и истинное благородство; судьба женщин, рабов, побеждённых; защита слабых и обездоленных. Сохраняя присущий античной трагедии высокий пафос, Еврипид сумел изобразить тончайшие детали жизненных коллизий и переживаний героев; он был первым драматургом, создававшим сложные и многогранные характеры. Новаторство Еврипида не осталось не замеченным современниками; согласно свидетельству Аристотеля, Софокл утверждал, что сам он «представляет людей такими, какими они должны быть, а Еврипид такими, каковы они в действительности» («Поэтика», XXV). Консервативные круги Афин, напротив, неприязненно отнеслись к новаторству Еврипида и его свободе в обращении с традиционными формами и сюжетами, обвиняя драматурга в безнравственности. Выразителем этой позиции стал Аристофан, давший в комедии «Лягушки» карикатурный образ Еврипида.
В основе трагедий Еврипида обычно лежит конфликт чувства и разума; при этом палитра сюжетов, мотивов и характеров у драматурга разнообразна. Трагические судьбы семей изображены в «Алкестиде» (жена приносит себя в жертву, чтобы спасти обречённого на смерть мужа), «Ипполите» (любовь Федры к её пасынку), «Геракле» (отец в припадке безумия убивает жену и детей). В трагедиях, основу которых составили события троянского цикла, наряду с отражением ужасов войны и страданий побеждённых («Гекуба», «Троянки») показана противоречивость человеческой души («Елена», «Ифигения в Авлиде»). Еврипид первым в античной драматургии раскрыл возможности любви как сильнейшей страсти, полностью захватывающей человека («Ипполит»). Нововведением Еврипида стало изображение сильных женских характеров («Медея»). Не схематичны в его трагедиях и образы рабов: проявляемые рабами чувства заставляют зрителей сопереживать им.
Большинство трагедий Еврипида открывается прологом, произносящимся одним из персонажей или божеством; в нём повествуется о предпосылках трагедии, которые коренятся в прошлом героев. Пролог у Еврипида самостоятелен, действие трагедии начинается только после его окончания. Драматург нередко использовал сценический приём deus ex machina, восходящий к древним ритуальным действам. Диалоги героев построены по правилам риторики, особенно в сценах агонов (словесных состязаний). Противостояние героев в спорах подчёркнуто использованием приёма стихомифии, т. е. обмена участников агона стихами. Еврипид увеличил объём монодий (сольного пения актёров), значительно уменьшив роль хора в развитии действия. В основу некоторых поздних трагедий Еврипида положена интрига, которая заменяет традиционный миф («Ион»); в них усилены бытовые, комические, приключенческие элементы. Драматург активно использовал бытовую лексику, приближая язык трагедий к разговорному народному языку.
Творчество Еврипида оказало огромное влияние на формирование аттической комедии и римской трагедии, в частности на Сенеку, а через него на всю европейскую драматургию. К наследию Еврипида обращались французские классицисты П. Корнель («Медея») и Ж. Расин («Федра», «Андромаха», «Ифигения в Авлиде»); немецкие поэты И. В. Гёте («Ифигения в Тавриде») и Ф. Шиллер («Мессинская невеста»), позднее – Г. фон Гофмансталь, Г. Гауптман, Ж.-П. Сартр, Х. Мюллер. Сюжеты трагедий Еврипида широко представлены в оперной классике (Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк, Л. Керубини).