Мюллер Хайнер
Мю́ллер Ха́йнер (Heiner Müller) (9.1.1929, деревня Эппендорф, Саксония – 30.12.1995, Берлин), немецкий драматург, режиссёр.
Из семьи чиновника. Высшего образования не получил. С 1950 г. выступал с литературно-критическими статьями в периодике. В 1951 г. переселился в Берлин.
Мюллер – один из лидеров европейского театра 2-й половины 20 в., мастер языковой выразительности – в своём творчестве развивал традиции Б. Брехта. Драматургия Мюллера трагедийна: в её основе – острые социальные и философские противоречия. В т. н. производственных пьесах «Поправка к плану» («Die Korrektur», 1956), «Выскочка» («Der Lohndrücker», 1958), «Переселенка» («Die Umsiedlerin», 1961), «Стройка» («Der Bau», опубликована в 1965) Мюллер, применяя приём монтажа из арсенала политического театра 1920-х гг., вскрыл глубинные диссонансы жизни в ГДР. В драмах-фантасмагориях «Битва» («Die Schlacht», 1951, поставлена в 1974), «Германия. Смерть в Берлине» («Germania. Tod in Berlin», 1956, опубликована в 1971), «Жизнь Фридриха Гундлинга Прусского» («Leben Gundlings Friedrich von Preußen», 1976), «Германия 3» («Germania 3», 1995) Мюллер, прибегнув к гротеску и гиперболизации, запечатлел переломные моменты истории Германии.
Во многих пьесах Мюллер обращался к сюжетам античной мифологии, придавая им актуальный политический смысл: драмы «Филоктет» («Philoktet», 1958, опубликована в 1964), «Геракл 5» («Herakles 5», 1974), «Тиран Эдип» («Ödipus, Tyrann», 1967). Использовал также сюжеты литературных произведений: пьесы «Макбет» («Macbeth», 1971), «Гамлет-машина» («Die Hamletmaschine», 1977; антитоталитарная притча, одна из лучших драм Х. Мюллера) – по трагедиям У. Шекспира; «Цемент» («Zement», 1972) – по роману Ф. В. Гладкова; драматургический цикл «Волоколамское шоссе» («Wolokolamsker Chausse», 1984–1987) – по тетралогии А. А. Бека, и др.
Зрелая драматургия Мюллера – в русле постмодернизма; для неё характерно использование открытых структур, подразумевающих активное привлечение зрителя к сотворчеству: драма «Медея-материал» («Verkommenes Ufer Medeamaterial Landschaft mit Argonauten», 1982) и др.
Среди произведений Мюллера: лирика, эссе, автобиография («Eine Autobiographie», опубликована в 2005). В ГДР Мюллер неоднократно подвергался критике за несоответствие его пьес принципам социалистического реализма. После значительного успеха драматургии Мюллера в ФРГ и США отношение к нему стало более терпимым, Мюллер был избран членом Академии искусств ГДР (1984). После объединения Германии выступал главным образом как режиссёр. В 1995 г. возглавил «Берлинер ансамбль».
Первая постановка пьесы Мюллера в России осуществлена в 1992 г. в Московском театре на Таганке: драма «Квартет» («Quartett», 1981) по мотивам романа П. Шодерло де Лакло «Опасные связи» (режиссёр Т. Терзопулос).