Венский филармонический оркестр
Ве́нский филармони́ческий орке́стр (Wiener Philharmoniker), старейший симфонический оркестр Австрии.
Общие сведения
Основан в 1842 г., первый концерт прошёл под управлением О. Николаи. С 1870 г. базируется в Золотом зале венского Общества друзей музыки. Коллектив состоит исключительно из оркестрантов Венской государственной оперы. Основа репертуара – симфонии композиторов венской классической школы и произведения австрийских композиторов 19–20 вв.
История
До 1840-х гг. в Вене отсутствовал концертный оркестр. В 1833 г. Ф. Лахнер предпринял попытку создать концертный коллектив из участников оркестра Венской придворной оперы (ныне Венская государственная опера) – Общество деятелей искусства (Künstler-Verein), однако оно провело лишь 4 концерта. Инициативу Лахнера спустя почти 10 лет поддержал О. Николаи. Датой основания Венского филармонического оркестра считается 28 марта 1842 г., когда Николаи организовал в Большом зале редутов (Großen Redoutensaal) во дворце Хофбург концерт («Филармоническую академию», Philharmonische Academie), в котором приняли участие члены театрального оркестра. Поныне Венский филармонический оркестр состоит исключительно из оркестрантов Венской государственной оперы.
До 1860 г. концерты проводились редко. В 1860 г. К. А. Эккерт (директор придворной оперы в 1858–1860) организовал первый абонементный концерт, с тех пор оркестр выступает регулярно. До 1903 и в 1908–1933 гг. музыканты каждый сезон выбирали дирижёра для абонементных концертов. В 1860–1875 гг. абонементный дирижёр (Abonnementdirigent) – Ф. О. Дессоф. При нём в 1870 г. основной площадкой оркестра стал Золотой зал венского Общества друзей музыки; коллектив поныне базируется здесь.
Расцвет оркестра связан с деятельностью Х. Рихтера (абонементный дирижёр в 1875–1898, с перерывом в 1882–1883). В этот период с коллективом выступали Р. Вагнер, А. Брукнер, И. Брамс, Ф. Лист и др. Оркестр провёл премьеры симфоний № 2 и № 3 Брамса, симфоний № 4 и № 8 Брукнера, Концерта для скрипки с оркестром П. И. Чайковского (солист – А. Д. Бродский; везде – дирижёр Рихтер). В 1898–1901 гг. дирижёр – Г. Малер. Под его руководством впервые полностью прозвучала Симфония № 6 Брукнера. В 1900 г. состоялось первое зарубежное выступление оркестра на Всемирной выставке в Париже. После Й. Хельмсбергера-младшего (абонементный дирижёр в 1901–1903) до 1908 г. с оркестром выступали приглашённые дирижёры. С 1906 г. коллективом многократно дирижировал Р. Штраус (до 1944), под его руководством оркестр участвовал в оперных постановках в Вене и Зальцбурге.
В 1908–1927 гг. с оркестром работал Ф. Вейнгартнер. В этот период коллектив активно гастролировал, в том числе в странах Южной Америки (с 1922). Во время Первой мировой войны многие оркестранты были мобилизованы. Несмотря на это, концертная деятельность в годы войны расширилась. В 1917 г. состоялись гастроли в придерживавшейся нейтралитета Швейцарии; программы концертов были в том числе продиктованы политическими целями (например, в франкоязычной Лозанне звучали произведения исключительно немецких композиторов). Последний абонементный дирижёр – К. Краус (1930–1933).
Установление в Австрии режима Э. Дольфуса в 1933 г. отразилось на структуре самоуправления оркестра; в частности, были расширены полномочия совета директоров. В том же году оркестр выступил в Италии на Выставке фашистской революции (Mostra della Rivoluzione Fascista). С 1933 г. оркестром руководили приглашённые дирижёры; исключением стал В. Фуртвенглер, фактически выполнявший функцию главного дирижёра (1933–1945, 1947–1954; в 1927–1930 – абонементный дирижёр). До аншлюса с коллективом сотрудничали А. Тосканини, А. Боулт, В. Де Сабата, Дж. Селл. Репертуарная политика оркестра в 1930–1940-х гг. претерпела минимальные изменения: большее место в программах стали занимать произведения А. Брукнера, Р. Вагнера.
В 1938 г. из оркестра Венской оперы были уволены все музыканты еврейского происхождения и распущено общество «Венский филармонический оркестр» (лишь вмешательство Фуртвенглера способствовало отмене распоряжения о роспуске), в 1939 г. оркестр перешёл под контроль Министерства пропаганды и просвещения Третьего рейха. Всего во время холокоста пострадало 16 участников оркестра (из них 13 действующих оркестрантов и 3 пенсионера): бо́льшая часть эмигрировала (в том числе концертмейстер оркестра А. Розе), 5 человек убиты в концлагерях. Один человек погиб на Восточном фронте во время Второй мировой войны. В Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) к 1942 г. состояло почти 50 % оркестрантов (некоторые вступили в партию ещё в начале 1930-х гг., к 1938 доля членов НСДАП составляла около 20 %). В общей сложности из 123 участников общества 60 были членами НСДАП или кандидатами на вступление в партию, 2 человека входили в СС. После окончания войны 4 оркестранта были уволены, 10 членов НСДАП отправлены на пенсию. Многих участников коллектива процедура денацификации не коснулась.
Первый концерт Венского филармонического оркестра после освобождения Вены советскими войсками состоялся в зале «Концертхаус» 27 апреля 1945 г. под управлением К. Крауса; прозвучали Симфония № 8 Ф. Шуберта, увертюра «Леонора» Л. ван Бетховена, Симфония № 5 П. И. Чайковского.
После 1945 г. с оркестром сотрудничали дирижёры: Г. фон Караян, К. Бём, Л. Бернстайн, Х. Кнаппертсбуш, З. Мета, Л. Маазель, Б. Хайтинк, К. Клайбер и др. Почётные члены Венского филармонического оркестра: А. Тосканини, Б. Вальтер, А. Никиш, Л. Бернстайн, К. Краус, Г. фон Караян, К. Бём, В. Босковски, К. М. Джулини, К. Аббадо, Г. Шолти, П. Булез. С 1997 г. с оркестром регулярно выступал В. А. Гергиев. Долгое время, следуя уставу, в Венский филармонический оркестр не принимали женщин, первой стала арфистка А. Лелькес (1997).
Коллектив выступал в СССР в 1962 г. под управлением Караяна, в 1971 г. со спектаклями Венской государственной оперы (дирижёры Й. Крипс, Х. Хольрайзер, К. Бём), в 2003 г. – в Москве и Санкт-Петербурге под управлением Гергиева.
Проводятся ежегодные концерты в честь О. Николаи (с 1887), филармонические балы (с 1924), новогодние концерты (с 1939; транслируются по телевидению во многих странах мира), бесплатные летние ночные концерты на открытом воздухе (Sommernachtskonzert, с 2004, название с 2008; на территории дворца Шёнбрунн). Для первого филармонического бала Р. Штраус сочинил фанфару (Wiener Philharmoniker Fanfare, посвящена Венскому филармоническому оркестру).
С 2018 г. коллектив организует оркестровую академию.
В 2004 г. в Доме музыки в Вене открыт музей Венского филармонического оркестра.
Структура
В 1908 г. оркестр получил официальный статус общества «Венский филармонический оркестр» (Verein Wiener Philharmoniker). В состав Венского филармонического оркестра имеют право войти члены оркестра Венской оперы, проработавшие там не менее 3 лет. Все решения принимает комитет из 12 человек, избираемый собранием всех членов оркестра.
Особенности инструментария. Репертуар
С конца 19 в. характерная черта оркестра – применение инструментов с конструктивными особенностями: венских валторн, труб с поворотными вентилями, гобоев с более коротким и широким язычком, кларнетов немецкой системы и др. Подобные инструменты известны под названием «венские» из-за использования преимущественно в Венском филармоническом оркестре и оркестре Венской оперы. Подбор инструментов и умеренное обращение к вибрато обусловливает особое звучание оркестра, хорошо подходящее к его основному репертуару (симфонии венских классиков и произведения австрийских композиторов 19–20 вв.). Немалое место в программах занимают сочинения И. Штрауса (сына).
Аудиозаписи
Оркестр осуществляет аудиозаписи с 1905 г. Изданы записи комплектов симфоний Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса, Г. Малера.