Литераторы

Эсхил

Эсхи́л (Αἰσχύλος) (около 525 до н. э., Элевсин – 456 или 455 до н. э., Джела, Сицилия), древнегреческий драматург.

Из аристократической семьи. Жил в Афинах, был посвящён в , затем обвинён в разглашении в своих трагедиях культовых тайн, впоследствии оправдан. Принимал участие в – в (490; его брат Кинегир стал её знаменитым героем), в (480) и, возможно, в битве при Платеях (479). По приглашению сиракузского тирана несколько раз приезжал на Сицилию, где и скончался, по легенде (, ), из-за несчастного случая: орёл сбросил черепаху (или камень) ему на голову. Оба сына Эсхила (особенно Евфорион) и племянник Филокл также снискали успех своими трагедиями.

Получил известность как драматург около 500 г. до н. э.: первая победа Эсхила на состязании трагиков () относится к 484 г. до н. э., всего побеждал 13 раз (в 468 до н. э. уступил ).

Эсхил считается одним из основоположников жанра ; именно ему приписывал введение в драматическое действие второго актёра. Произведения Эсхила пронизаны идеями патриотизма, любви к родному полису; герои отличаются силой и возвышенным благородством, их диалоги зачастую состоят из длинных речей, языку свойственна образность и архаичность (или намеренная архаизация).

Эсхил создал около 90 пьес (написаны стихами) по большей части на мифологические сюжеты (некоторые трагедии составляли трилогии). Полностью сохранились семь трагедий. Трагедия «Персы» («Πέρσαι», 472 до н. э.) – вторая часть трилогии, отчасти навеянной личным военным опытом Эсхила и, возможно, посвящённой конфликтам с богами (первая часть – «Финей», «Φινεύς»; третья часть – «Главк», «Γλαῦϰος»; к трилогии примыкала «Прометей-огневозжигатель»); в первой постановке пьесы принимал участие .

Трагедия «Семеро против Фив» (467 до н. э.) – третья часть трилогии об , посвящённой теме родового проклятия (первая часть – «Лаий», «Λάϊος», вторая часть – «Эдип», «Οἰδίπους»; к трилогии примыкала сатировская драма «Сфинкс», «Σφίγξ»). Пьеса «Просительницы» («‘Ιϰέτιδες», 463 до н. э.) – первая часть трилогии о , посвящённой, возможно, брачному законодательству в Афинах (вторая пьеса – «Египтяне», «Αἰγύπτιοι»; третья пьеса – «Данаиды», «Δαναΐδες»; сатировская драма – «Амимона», «’Αμυμώνη»).

Целиком сохранилась последняя трилогия Эсхила о жестокой судьбе и его детей «Орестея» («’Ορέστεια», 458 до н. э.; сатировская драма «Протей», «Πρωτεύς», сохранилась в фрагментах), включившая трагедии «Агамемнон» («’Αγαμέμνων»), «Хоэфоры, или Плакальщицы» («Χοηόροι»), «Эвмениды» («Εύμενίδες») и посвящённая проблеме личной мести, противоречащей основам общественного правосудия.

Трагедия «Прометей прикованный» (450–440-е гг. или около 415 до н. э.) была первой частью трилогии о (вторая часть – «Прометей освобождённый», третья часть – «Прометей-огненосец»; сатировская драма неизвестна) и приписывалась Эсхилу филологами ; ряд современных учёных опровергают его авторство (некоторые в качестве автора называют ). От остальных пьес дошли фрагменты или только названия.

Творчество Эсхила оказало решающее влияние на становление и развитие жанра трагедии. О его популярности среди современников свидетельствует комедия «Лягушки» , где Эсхил выигрывает состязание с . После смерти Эсхила его пьесы продолжали активно ставиться; трагедии «Персы», «Прометей» и «Семеро против Фив» входили в школьную программу в византийскую эпоху, что обеспечило им хорошую сохранность. В Западной Европе в период Средневековья творчество Эсхила было практически неизвестно, интерес к нему наблюдается с эпохи . На русский язык произведения Эсхила переводились с 19 в.

  • Древнегреческие драматурги