Краус Клеменс
Кра́ус Кле́менс, Клеменс Генрих Краус (Clemens Heinrich Krauss) (31.3.1893, Вена – 16.5.1954, Мехико; похоронен в Эрвальде, Австрия), австрийский дирижёр, пианист.
Сын Клементины Краус (1877–1938), австрийской балерины, театральной актрисы и певицы. В 1901 г. был принят певчим в Венскую придворную капеллу. В 1912 г. окончил Венскую академию музыки и исполнительского искусства (игре на фортепиано учился у Х. Рейнхольда, музыкальной теории и композиции – у Р. Хойбергера и Г. Греденера).
Дебютировал как оперный дирижёр в 1913 г. в Городском театре Брюнна (ныне Брно, Чехия; «Царь и плотник» А. Лорцинга). Работал в Риге (1913–1914), Нюрнберге (1915–1916), Штеттине (ныне Щецин, Польша, 1916–1921). В 1921 г. директор оперного театра и симфонических концертов в Граце. В 1922–1924 гг. дирижёр (по приглашению Ф. Шалька), в 1929–1934 гг. директор Венской государственной оперы. Руководил оперными постановками во Франкфуртской опере (1924–1929), Берлинской государственной опере (1935–1936), Баварской государственной опере (1937–1944).
Как дирижёр испытал влияние А. Никиша и Р. Штрауса, с которым Крауса связывали дружеские отношения.
В 1923–1927 гг. дирижёр Тонкюнстлер-оркестра (Вена). С 1926 г. участвовал в Зальцбургском фестивале (в 1942–1945 художественный руководитель), где с успехом выступил и в качестве режиссёра («Волшебная флейта» В. А. Моцарта, 1943). Гастролировал в разных странах, в том числе в СССР (1928) и США (1929). С 1930 г. дирижёр [с 1951 почётный член (нем. Ehrenmitglied) – пожизненно] Венского филармонического оркестра; установил традицию Венских новогодних филармонических концертов (с 1939).
В 1922–1924 гг. преподавал дирижирование в Венской академии музыки и исполнительского искусства. В 1939–1944 гг. руководитель Высшей школы музыки «Моцартеум». После окончания Второй мировой войны прошёл процедуру денацификации, до 1947 г. имел запрет на публичные выступления в Европе (был обвинён в пособничестве нацистам, но оправдан в связи с показаниями сестёр Кук о помощи Крауса в спасении евреев). В 1945–1947 гг. гастролировал в Югославии и странах Латинской Америки, с 1947 г. вновь в Австрии, с 1949 г. в ФРГ. Осуществил постановку тетралогии «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера на Байройтском фестивале (1953).
Прославился как оперный дирижёр, главным образом как интерпретатор сочинений Р. Штрауса. Дирижировал премьерами его опер «Арабелла» (1933, Дрезден; 2-я редакция, 1939, Мюнхен), «Елена Египетская» (венская редакция, 1933), «День мира» (1938, Мюнхен), «Каприччио» (1942, Мюнхен; либретто Р. Штрауса и Крауса), «Любовь Данаи» (1952, Зальцбург); исполнял произведения Р. Штрауса в концертах (в том числе вместе со своей второй женой, певицей Виорикой Урсуляк).
Под управлением Крауса состоялась первая в Австрии постановка оперы «Воццек» А. Берга (1930, Вена). Известен также как исполнитель опер Р. Вагнера, В. А. Моцарта, Дж. Верди и Дж. Пуччини, оперетт И. Штрауса. Дискография включает (кроме опер) симфонические сочинения Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, А. Брукнера, оратории Г. Ф. Генделя.