Краус Клеменс
Кра́ус Кле́менс, Клеменс Генрих Краус (Clemens Heinrich Krauss) (31.3.1893, Вена – 16.5.1954, Мехико; похоронен в Эрвальде, Австрия), австрийский дирижёр, пианист.
Сын Клементины Краус (1877–1938), австрийской балерины, театральной актрисы и певицы. В 1901 г. был принят певчим в Венскую придворную капеллу. В 1912 г. окончил Венскую академию музыки и исполнительского искусства (игре на фортепиано учился у Х. Рейнхольда, музыкальной теории и композиции – у Р. Хойбергера и Г. Греденера).
Дебютировал как оперный дирижёр в 1913 г. в Городском театре Брюнна (ныне Брно, Чехия; «Царь и плотник» А. Лорцинга). Работал в Риге (1913–1914), Нюрнберге (1915–1916), Штеттине (ныне Щецин, Польша, 1916–1921). В 1921 г. директор оперного театра и симфонических концертов в Граце. В 1922–1924 гг. дирижёр (по приглашению Ф. Шалька), в 1929–1934 гг. директор Венской государственной оперы. Руководил оперными постановками во Франкфуртской опере (1924–1929), Берлинской государственной опере (1935–1936), Баварской государственной опере (1937–1944).
Как дирижёр испытал влиКлеменс Краус за дирижёрским пультом. 1951. Австрийская национальная библиотека, Вена.яние А. Никиша и Р. Штрауса, с которым Крауса связывали дружеские отношения.
В 1923–1927 гг. дирижёр Тонкюнстлер-оркестра (Вена). С 1926 г. участвовал в Зальцбургском фестивале (в 1942–1945 художественный руководитель), где с успехом выступил и в качестве режиссёра («Волшебная флейта» В. А. Моцарта, 1943). Гастролировал в разных странах, в том числе в СССР (1928) и США (1929). С 1930 г. дирижёр [с 1951 почётный член (нем. Ehrenmitglied) – пожизненно] Венского филармонического оркестра; установил традицию Венских новогодних филармонических концертов (с 1939).
В 1922–1924 гг. преподавал дирижирование в Венской академии музыки и исполнительского искусства. В 1939–1944 гг. руководитель Высшей школы музыки «Моцартеум». После окончания Второй мировой войны прошёл процедуру денацификации, до 1947 г. имел запрет на публичные выступления в Европе (был обвинён в пособничестве нацистам, но оправдан в связи с показаниями сестёр Кук о помощи Крауса в спасении евреев). В 1945–1947 гг. гастролировал в Югославии и странах Латинской Америки, с 1947 г. вновь в Австрии, с 1949 г. в ФРГ. Осуществил постановку тетралогии «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера на Байройтском фестивале (1953).
Прославился как оперный дирижёр, главным образом как интерпретатор сочинений Р. Штрауса. Дирижировал премьерами его опер «Арабелла» (1933, Дрезден; 2-я редакция, 1939, Мюнхен), «Елена Египетская» (венская редакция, 1933), «День мира» (1938, Мюнхен), «Каприччио» (1942, Мюнхен; либретто Р. Штрауса и Крауса), «Любовь Данаи» (1952, Зальцбург); исполнял произведения Р. Штрауса в концертах (в том числе вместе со своей второй женой, певицей Виорикой Урсуляк).
Под управлением Крауса состоялась первая в Австрии постановка оперы «Воццек» А. Берга (1930, Вена). Известен также как исполнитель опер Р. Вагнера, В. А. Моцарта, Дж. Верди и Дж. Пуччини, оперетт И. Штрауса. Дискография включает (кроме опер) симфонические сочинения Й. Гайдна, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, А. Брукнера, оратории Г. Ф. Генделя.